Accessibility links

Громкая ликвидация


Пострадал многоквартирный дом на улице Кайсына Кулиева, где оборонялись боевики
Пострадал многоквартирный дом на улице Кайсына Кулиева, где оборонялись боевики
Сегодня в центре Нальчика, в одной из квартир многоэтажного жилого дома, сотрудники подразделения Национального антитеррористического комитета уничтожили лабораторию по производству взрывных устройств. Четверо участников исламского подполья, застигнутые в лаборатории, были убиты в ходе штурма квартиры.

Пострадал многоквартирный дом на улице Кайсына Кулиева, где оборонялись боевики. Выгорела квартира, нижние этажи залиты водой, примененной при тушении пожарными. Но силовики достигли главного показателя эффективности спецоперации - отсутствия жертв среди мирного населения и своих сослуживцев.

Национальный антитеррористический комитет заявил, что среди убитых боевиков опознан Астемир Мамшев – один из известных боевиков исламского подполья, которого силовики считают организатором ряда громких покушений, в том числе и на муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева.

Это не единственная громкая ликвидация за последнее время. Этой весной подполье понесло серьезные потери, а силовики демонстрируют невиданную прежде эффективность. Из рядов подполья выбита значительная часть лидеров и наиболее известных боевиков: эмир Вилайята КБК Аскер Джаппуев, лидер баксанской группы Казбек Ташуев, командир чегемского сектора подполья Ратмир Шамеев, лидер зольской группы Асланбек Хамурзов.

Жители республики недоумевают. На протяжении нескольких лет подполье было безнаказанным, создавалось ощущение хронической беспомощности силовых органов. И вот в течение месяца Национальный антитеррористический комитет ликвидировал значительную часть подполья, причем среди убитых боевиков - организаторы и исполнители самых дерзких акций. Говорит журналист из Нальчика Асхат Мечиев:



«Если ликвидация верхушки бандподполья - дело не такое уж там трудное, то почему оно не было проведено раньше? Почему все эти лидеры убивали по одному милиционеру в день и оставались безнаказанными. А теперь вдруг – раз! И в течение двух недель были убиты все. Люди не знают, что по этому поводу думать, потому что у них мало информации на самом деле».

Логично, что после таких успехов силовиков на повестку дня встал вопрос: а возможно ли полностью искоренить подполье, хотя бы в отдельно взятой Кабардино-Балкарии, где социальная база боевиков слабее, чем, например, в Ингушетии или Дагестане в силу местных традиций, тяготеющих к светской жизни? По мнению журналиста Орхана Джемаля, эйфория преждевременна. Мощные удары по подполью наносятся не впервые, но всякий раз оно возрождается.

Проблема в том, считает Орхнан Джемаль, что уничтоженные боевики не являются единственными носителями идей вооруженной борьбы против несправедливого государства. Орхан Джемаль называет это оборотом идей, гарантирующим регенерацию сопротивления: «Никто даже не пытался идеологически разгромить подполье. Никто не пытался предложить альтернативу подпольной идеологии. Это первое. Второе - есть социальная база. Когда ты видишь, что есть люди, которые дерутся, погибают, совершают преступления, но они воюют ради этой идеи. А на другой стороне идеологии нет - там воры и взяточники. На противоположной стороне – клановость, национализм. Естественно, хочется ассоциироваться с чем-то альтернативным. Вот это и есть набор «болячек», который делает подполье самовозобновляемым».
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG