СУХУМИ—Вряд ли церковный раскол в Абхазии, возникший после учреждения 15 мая в Новом Афоне Священной Абхазской Митрополии, будет преодолен до выборов в конце августа или начале сентября президента республики. Ведь, несмотря на все декларации об отделенности Церкви от государства, трудно найти страну, где религия и политика действительно не смешиваются подобно маслу и воде. Достаточно вспомнить 2005 год, когда молодое крыло абхазских священников решило публично выступить против отца Дорофея только после победы на президентских выборах той властной команды, которую они поддерживали.
Но вялотекущая борьба между двумя группами абхазских священнослужителей будет, очевидно, продолжаться все предстоящие летние недели. Вчера и сегодня в выпусках новостей Абхазского телевидения и. о. управляющего Сухумо-Пицундской Епархии отец Виссарион зачитал обращение ее Церковного совета. Перед этим он сказал (текст привожу дословно): «Абхазская Православная Церковь с великой такой… как бы скорбью отнеслась к этой ситуации, когда Андрей, иеромонах, и Дорофей, и к ним примкнувший Давид, иеродиакон, совершили поступок такой, абсолютно неправославный. И самое такое как бы ощущаемое по отношению к тому, что они сами находятся в великом заблуждении и пытаются ввести в заблуждение народ – народ наш многострадальный абхазский, христолюбивой Абасгии».
В обращении содержится «молитвенная просьба к чадам Православной церкви» не принимать участие в богослужениях, проводимых теми заштатными клириками РПЦ, кому епископ Майкопский и Адыгейский Тихон 26 мая запретил проводить служения в течение года.
Между тем вчера, 16 июня, Апсныпресс опубликовал Обращение представителей общественности и интеллигенции Абхазии к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором высказывается обеспокоенность тревожными обстоятельствами, сложившимися в последнее время вокруг Абхазии в связи с церковным вопросом, в частности, Новоафонским монастырем и молодыми абхазскими священниками. Под обращением подписались: Олег Дамениа, Станислав Лакоба, Даур Аршба, Валерий Кварчия, Давид Пилия, Даур Начкебия, Далила Пилия, Ирина Куакуаскир, Виссарион Цвижба, Виталий Джения, Леонид Еник, Надежда Венедиктова, Геннадий Ломиа, Елена Заводская, Рафаэль Ампар, Нателла Акаба, Ольга Стоколева, Инга Пипия, Гунда Джения, Алхас Тхагушев, Олег Бгажба, Анзор Агумаа, Арда Ашуба, Манана Гургулиа, Арда Инал-ипа.
В нем, в частности, говорится: «После грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Русская Православная Церковь многое сделала для окормления местной паствы, воспитала целую плеяду абхазских священнослужителей, в том числе и молодых клириков о. Дорофея (Дбар), о. Андрея (Ампар), которые долгое время служили и служат в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре, крестили тысячи молодых абхазов, представителей других народов, и вообще много сил отдали во имя возрождения здесь православия. К сожалению, их деятельность стала подвергаться поруганию со стороны некоторых клириков и русской, и грузинской церквей. Так, например, в Новом Афоне 15 мая 2011 г. состоялось большое Церковно-народное собрание, в котором приняли участие многие из нас. К великому сожалению, само это собрание епископом Майкопским, видимо, с чьих-то слов, 26 мая 2011 г. было названо «сборищем». Подобные заявления иерархов церкви отнюдь не умиротворяют Абхазию. Более того, они используются определенными силами для нагнетания обстановки, которая давно уже вышла за рамки церковного вопроса и обостряет общественно-политическую ситуацию. Это становится особенно чувствительным в дни, когда страна простилась с президентом С. В. Багапшем и готовится к новой предвыборной кампании в Абхазии. В связи с этим обращаемся к Вам, Святейший Патриарх, с просьбой: предостеречь иерархов от вмешательства в жизнь Новоафонского монастыря и непосредственно выслушать монахов - о. Дорофея и о. Андрея».
Сегодня я обратился к одной из подписавших Обращение, журналистке Елене Заводской, и попросил мотивировать ее решение поставить под ним свою подпись. Вот что она сказала:
«Я подписала обращение Общественности Абхазии к Патриарху Кириллу потому, что убеждена в том, что невозможно разобраться ни в одном конфликте, если не услышать и не попытаться понять позицию каждой стороны конфликта. Сейчас на молодых абхазских священнослужителей (я имею в виду в первую очередь отца Дорофея и отца Андрея) осуществляется очень жесткий прессинг со стороны властей в Абхазии, не менее жесткое давление оказывается на них со стороны Русской Православной Церкви, клириками которой они являются, недавно их «запретили» в служении - все эти меры предпринимаются, на мой взгляд, из стремления услужить отцу Виссариону, который числится главой Абхазской церкви, и использует все свои связи для подавления молодых и устранения их как возможных конкурентов, угрожающих его беспредельной и неограниченной власти в церковных делах в Абхазии. Многие верующие люди в Абхазии связывают с появлением образованных и добросовестных священнослужителей, каковыми являются о. Дорофей и о. Андрей, надежды на возрождение православия в нашей стране. Им верят, их уважают, за ними готовы идти очень многие верующие, в их числе много представителей интеллигенции, много известных и авторитетных в Абхазии людей. Одна моя знакомая много лет прожила в Москве, она была постоянной прихожанкой одной из московских церквей. Она говорила мне, что всегда мечтала только об одном: услышать слова веры и проповедь на родном, абхазском языке, звучном, красивом, очень многозначном для нее. Вернувшись недавно на Родину в Абхазию, она сначала была обескуражена церковным конфликтом и не сочла возможным никого поддерживать. «Это дело иерархов!» - говорила она.
Но потом оказалась на Церковно-народном собрании в Новом Афоне 15 мая. Никому ничего не надо объяснять, сказала она мне, пусть каждый человек пойдет на службу к отцу Виссариону и к отцу Дорофею и сравнит. Любому все станет понятно... И у меня есть уверенность в том, что она права. Мне бы очень хотелось, чтобы Патриарх Кирилл пошел на встречу просьбам общественности Абхазии и предоставил возможность молодым священнослужителям высказаться. Чтобы выслушал и услышал в их словах то, что слышим мы: искреннее желание привести свой народ к православной вере».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Но вялотекущая борьба между двумя группами абхазских священнослужителей будет, очевидно, продолжаться все предстоящие летние недели. Вчера и сегодня в выпусках новостей Абхазского телевидения и. о. управляющего Сухумо-Пицундской Епархии отец Виссарион зачитал обращение ее Церковного совета. Перед этим он сказал (текст привожу дословно): «Абхазская Православная Церковь с великой такой… как бы скорбью отнеслась к этой ситуации, когда Андрей, иеромонах, и Дорофей, и к ним примкнувший Давид, иеродиакон, совершили поступок такой, абсолютно неправославный. И самое такое как бы ощущаемое по отношению к тому, что они сами находятся в великом заблуждении и пытаются ввести в заблуждение народ – народ наш многострадальный абхазский, христолюбивой Абасгии».
В обращении содержится «молитвенная просьба к чадам Православной церкви» не принимать участие в богослужениях, проводимых теми заштатными клириками РПЦ, кому епископ Майкопский и Адыгейский Тихон 26 мая запретил проводить служения в течение года.
Между тем вчера, 16 июня, Апсныпресс опубликовал Обращение представителей общественности и интеллигенции Абхазии к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором высказывается обеспокоенность тревожными обстоятельствами, сложившимися в последнее время вокруг Абхазии в связи с церковным вопросом, в частности, Новоафонским монастырем и молодыми абхазскими священниками. Под обращением подписались: Олег Дамениа, Станислав Лакоба, Даур Аршба, Валерий Кварчия, Давид Пилия, Даур Начкебия, Далила Пилия, Ирина Куакуаскир, Виссарион Цвижба, Виталий Джения, Леонид Еник, Надежда Венедиктова, Геннадий Ломиа, Елена Заводская, Рафаэль Ампар, Нателла Акаба, Ольга Стоколева, Инга Пипия, Гунда Джения, Алхас Тхагушев, Олег Бгажба, Анзор Агумаа, Арда Ашуба, Манана Гургулиа, Арда Инал-ипа.
Церковный раскол в Абхазии: продолжение следует
В нем, в частности, говорится: «После грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Русская Православная Церковь многое сделала для окормления местной паствы, воспитала целую плеяду абхазских священнослужителей, в том числе и молодых клириков о. Дорофея (Дбар), о. Андрея (Ампар), которые долгое время служили и служат в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре, крестили тысячи молодых абхазов, представителей других народов, и вообще много сил отдали во имя возрождения здесь православия. К сожалению, их деятельность стала подвергаться поруганию со стороны некоторых клириков и русской, и грузинской церквей. Так, например, в Новом Афоне 15 мая 2011 г. состоялось большое Церковно-народное собрание, в котором приняли участие многие из нас. К великому сожалению, само это собрание епископом Майкопским, видимо, с чьих-то слов, 26 мая 2011 г. было названо «сборищем». Подобные заявления иерархов церкви отнюдь не умиротворяют Абхазию. Более того, они используются определенными силами для нагнетания обстановки, которая давно уже вышла за рамки церковного вопроса и обостряет общественно-политическую ситуацию. Это становится особенно чувствительным в дни, когда страна простилась с президентом С. В. Багапшем и готовится к новой предвыборной кампании в Абхазии. В связи с этим обращаемся к Вам, Святейший Патриарх, с просьбой: предостеречь иерархов от вмешательства в жизнь Новоафонского монастыря и непосредственно выслушать монахов - о. Дорофея и о. Андрея».
Сегодня я обратился к одной из подписавших Обращение, журналистке Елене Заводской, и попросил мотивировать ее решение поставить под ним свою подпись. Вот что она сказала:
«Я подписала обращение Общественности Абхазии к Патриарху Кириллу потому, что убеждена в том, что невозможно разобраться ни в одном конфликте, если не услышать и не попытаться понять позицию каждой стороны конфликта. Сейчас на молодых абхазских священнослужителей (я имею в виду в первую очередь отца Дорофея и отца Андрея) осуществляется очень жесткий прессинг со стороны властей в Абхазии, не менее жесткое давление оказывается на них со стороны Русской Православной Церкви, клириками которой они являются, недавно их «запретили» в служении - все эти меры предпринимаются, на мой взгляд, из стремления услужить отцу Виссариону, который числится главой Абхазской церкви, и использует все свои связи для подавления молодых и устранения их как возможных конкурентов, угрожающих его беспредельной и неограниченной власти в церковных делах в Абхазии. Многие верующие люди в Абхазии связывают с появлением образованных и добросовестных священнослужителей, каковыми являются о. Дорофей и о. Андрей, надежды на возрождение православия в нашей стране. Им верят, их уважают, за ними готовы идти очень многие верующие, в их числе много представителей интеллигенции, много известных и авторитетных в Абхазии людей. Одна моя знакомая много лет прожила в Москве, она была постоянной прихожанкой одной из московских церквей. Она говорила мне, что всегда мечтала только об одном: услышать слова веры и проповедь на родном, абхазском языке, звучном, красивом, очень многозначном для нее. Вернувшись недавно на Родину в Абхазию, она сначала была обескуражена церковным конфликтом и не сочла возможным никого поддерживать. «Это дело иерархов!» - говорила она.
Но потом оказалась на Церковно-народном собрании в Новом Афоне 15 мая. Никому ничего не надо объяснять, сказала она мне, пусть каждый человек пойдет на службу к отцу Виссариону и к отцу Дорофею и сравнит. Любому все станет понятно... И у меня есть уверенность в том, что она права. Мне бы очень хотелось, чтобы Патриарх Кирилл пошел на встречу просьбам общественности Абхазии и предоставил возможность молодым священнослужителям высказаться. Чтобы выслушал и услышал в их словах то, что слышим мы: искреннее желание привести свой народ к православной вере».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия