Accessibility links

Ян Шванкмайер о психоанализе


Ян Шванкмайер (слева) на съемках фильма "Пережить самого себя"
Ян Шванкмайер (слева) на съемках фильма "Пережить самого себя"
В Чехии в конце июня празднуют неделю свободы – двадцатилетие со дня вывода советских войск. В нашей рубрике знаменитый режиссер и художник Ян Шванкмайер, один из лидеров чешской сюрреалистической группы, которая в коммунистические времена действовала в полуподполье. Сейчас Шванкмайер готовится к съемкам фильма, который он не смог сделать 40 лет назад, после вторжения советских войск и так называемой нормализации.

Дмитрий Волчек: Последний фильм Шванкмайера “Пережить самого себя” был впервые показан в прошлом году в Венеции, сейчас уже вышел в прокат во многих странах, побывал и в России на нескольких фестивалях. “Пережить самого себя” – по определению режиссера “психоаналитическая комедия”. Герой ведет двойную жизнь – наяву и во сне – и, чтобы разобраться в тайне этой двойственности, обращается к психоаналитику. Я спросил Яна Шванкмайера, какую роль сыграл в его жизни фрейдизм, какие из работ Фрейда он больше всего ценит и проходил ли он курс психоанализа?

Слушать
Ян Шванкмайер о психоанализе
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:57 0:00
Скачать


Ян Шванкмайер: Психоанализ я считаю, в первую очередь, объяснительной, интерпретационной системой, опирающейся на давние традиции. Ни одна фундаментальная интерпретация имагинативного произведения не обходится без психоанализа. Это в полной мере касается и толкования моих фильмов. Для меня важнее всего книги Фрейда “Толкование сновидений”, “Недовольство культурой” и “Будущее одной иллюзии”. Практическая сторона психоанализа меня не особенно интересует.

Дмитрий Волчек: В вашем фильме сражаются портреты Фрейда и Юнга. На чьей вы стороне в этой борьбе?

Ян Шванкмайер: Я фрейдист.

Дмитрий Волчек: Большую роль для Юнга играл его личный мистический опыт. Есть ли подобный опыт у вас?

Ян Шванкмайер: Мистического опыта у меня нет, и я не хочу его провоцировать. Сны я воспринимаю как неотъемлемую часть моей жизни. Меня интересует герметизм, но, в первую очередь, алхимия (вот еще одна замечательная интерпретационная система).

Дмитрий Волчек: Какую роль играл психоанализ в идеологии чешской сюрреалистической группы? Как бы вы определили точки пересечения алхимии и психоанализа?

Ян Шванкмайер: Психоанализ, как и алхимию (правда, с некоторыми
У общества потребления духовное измерение вообще отсутствует. Его прагматизм начисто лишен имагинации, точно так же, как и его “освобожденная сексуальность”.

оговорками), я считаю константами сюрреализма. Это, собственно, аналоговые ряды. А точка их пересечения –имагинация.

Дмитрий Волчек: Вы неоднократно высказывались против современной потребительской цивилизации. Но не должны ли мы поблагодарить ее за то, что она выпустила на свободу сексуальность, превратив ее в товар и избавив обывателей от множества неврозов, которые пытался излечить Фрейд?

Ян Шванкмайер: У общества потребления духовное измерение вообще отсутствует. Его прагматизм начисто лишен имагинации, точно так же, как и его “освобожденная сексуальность”. Я не думаю, что нынешняя потребительская сексуальность избавила человека от невроза. Может быть, она его несколько модифицировала, но суть осталась прежней.

Дмитрий Волчек: Вы сейчас готовитесь к съемкам нового фильма. О чем он будет?

Ян Шванкмайер: Я думал, что “Пережить самого себя” станет моим последним фильмом, но потом решил порыться в ящиках письменного стола, где дремлют старые проекты семидесятых годов, которые в те времена невозможно было реализовать. И я вытащил свою киноповесть под названием “Насекомое”. Теперь переделываю ее в сценарий. Его тема такова: актеры-любители репетируют в маленьком городке драму Карела Чапека “Из жизни насекомых”, и судьбы героев пьесы переплетаются с судьбой актеров. Вероятно, постепенно в сценарии появятся и другие планы, но пока все выглядит, как в первоначальной киноповести.
XS
SM
MD
LG