Accessibility links

Абхазские НПО не хотят «прогрессировать»


Сухуми
Сухуми
СУХУМИ--К неправительственным организациям в Абхазии так же, насколько я знаю, как и в Грузии, неоднозначное отношение. Везде есть категория лиц, склонных к подозрительности и видящих в них иноземных «агентов влияния», поскольку деятельность большинства НПО у нас финансируется международными организациями, в основном - западноевропейскими.

Так или иначе, но государственные СМИ никогда на моей памяти не жаловали абхазские НПО особым вниманием. Тем больший интерес вызвало опубликованное 13 июля в «Республике Абхазия» интервью корреспондента газеты Заиры Цвижба с зам. директора одной из самых известных НПО в Сухуме - Центра Гуманитарных Программ - Ардой Инал-ипа под заголовком «НПО после признания Абхазии - будни и проблемы».

Как рассказывает автор, вопреки устоявшемуся мнению, первые неправительственные организации в Абхазии возникли еще до грузино-абхазской войны. Одной из них был Абхазский филиал Ленинградского центра научных исследований, и его руководителем являлся Мушни Хварцкия (впоследствии – Герой Абхазии). Основной целью было использование достижений науки и техники в различных областях жизни. Сегодня в республике около десятка активно действующих НПО. Все они работают самостоятельно, нет какого-то регулирующего центра. Наиболее известные - фонд «Гражданская инициатива и человек будущего», Сухумский и Очамчырский дома юношества, Ассоциация инвалидов-спинальников, «Женщины Абхазии», Центр «За мир без насилия» имени Зураба Ачба, Ткуарчальский центр «Молодежная инициатива», Гагрский центр поддержки демократии и прав человека, Сухумский медиа-клуб, телестудия «Асаркьа»...

«Мы ожидаем от международных НПО, - говорит Арда Инал-ипа, - поддержки идеи вовлечения Абхазии в европейские инициативы и проекты, дающие возможность нашей молодежи учиться в европейских центрах, поддержки проектов, связанных с культурой, реставрацией и консервацией наших памятников. Ожидаем поддержки от них как от экспертов и в области развития демократических институтов, и в области международной деизоляции Абхазии».

Слушать
Абхазские НПО не хотят «прогрессировать»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:19 0:00
Скачать


Однако после того, как в 2008 году независимость Абхазии была признана Российской Федерацией, а вслед за ней и некоторыми другими странами, ситуация с поддержкой абхазских НПО со стороны ряда зарубежных организаций изменилась в худшую сторону. Представители американской международной организации, которая называется «Спасти детей», уехали от нас буквально на второй день после признания РА Российской Федерацией. Ушел из Абхазии и фонд Наумана. Но наши постоянные партнеры, говорит Арда, за исключением фонда Генриха Белля, который приостановил финансирование, продолжают работать.

Лондонские «Ресурсы примирения» и «Интернейшнл алерт» ни на секунду не прекратили работу с Абхазией, потому что у них всегда был сбалансированный подход к решению политических вопросов; они предлагают условия для того, чтобы стороны на равных могли вести диалог. И, конечно, тут очень многое зависит от позиций правительств тех или иных стран. Так, немецкое правительство занимает более жесткую позицию в отношении Абхазии, а британское - более тонкую и гибкую. В Великобритании и раньше говорили о том, о чем сейчас говорит Европа, – о вовлечении Абхазии в европейские проекты и европейскую деятельность. Но Грузия предложила другую стратегию, согласно которой все контакты с Абхазией должны фиксироваться в их Министерстве реинтеграции.

Грузинские СМИ сегодня, в эпоху Интернета, как правило, очень быстро реагируют на заинтересовавшие их публикации в абхазской прессе. И вот позавчера, 16 июля, одно из тбилисских интернет-изданий, пересказав публикацию в «Республике Абхазия», акцентировало внимание на следующем: Арда Инал-ипа причины возникших проблем видит в том, что «некоторые организации пошли за грузинским видением ситуации, согласно которому Абхазия теперь стала "оккупированной территорией". Далее тбилисский автор размышляет:

«Однако замглавы ЦГП следует укоренившейся в среде абхазского «гражданского общества» практике и перекладывает всю ответственность и инициативу на Европу, делая вид, что не существует фундаментальных проблем, связанных с поднятыми ею вопросами. В частности, в вопросе демократизации абхазские НПО за полтора десятка лет даже внутри себя не продемонстрировали никакого прогресса в отношении понимания фундаментальных прав человека, на основе которых должны решаться вопросы возвращения беженцев и определение статуса Абхазии».

Вот как все, оказывается, просто… Сегодня я разговаривал с Ардой Шалвовной по телефону и переслал ей затем по электронной почте этот текст, который озаглавлен: «Абхазские НПО жалуются на западных партнеров». Наши мнения совпали: удивительно мнение многих грузинских авторов, которые не видят, не хотят видеть четкую линию раздела между толерантностью, приверженностью общечеловеческим ценностям, принципам демократии, с одной стороны, и предательством национальных интересов, с другой. Я не раз был свидетелем того, как сотрудники ЦГП, в том числе и Арда Инал-ипа, активно выступали за права грузин, проживающих в Гальском районе Абхазии, помогали им в случаях, если эти права ущемлялись. Но автор приведенной цитаты, судя по всему, пятнадцать лет ждал и продолжает ждать, что абхазские НПО призовут к массовому возвращению всех грузинских беженцев и возвращению Абхазии под юрисдикцию Тбилиси. Наверняка он не думает и не хочет думать ни о том, как выглядел бы такой борец за ликвидацию Республики Абхазии в глазах своего народа, ни о том, что, случись подобное возвращение на круги своя, это практически неизбежно привело бы к новому кровавому противостоянию.

А для Арды Инал-ипа такое «понимание фундаментальных прав человека», помимо прочего, было бы и предательством памяти ее родного брата Адгура Инал-ипа, погибшего, защищая свободу Абхазии, на подступах к Сухуму в 1993 году. Ясно, что обо всем этом тбилисский автор, как говорится, «как-то не подумал».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG