Accessibility links

Охрана памяти


ВЛАДИКАВКАЗ---На территории бесланской школы, разрушенной в результате теракта, началось строительство мемориального комплекса. Некоторые части школьного здания снесены, над основным корпусом заменена кровля. Вокруг спортзала, где трое суток находились заложники, сооружается стеклянный каркас в форме эллипса, верх которого будет напоминать венок.

Проект мемориального комплекса разработали специалисты немецкой фирмы «Кнауф Кассель», которая специализируется на консервации построек, имеющих историческое значение. Строители утверждают, что успеют закончить все работы к ближайшей годовщине трагедии – первому сентября. Огромный стеклянный каркас уже возведен. Сейчас продолжаются работы над его деталями. Работы проводятся под общественным контролем двух комитетов: «Матери Беслана» и «Голос Беслана». Между строителями и «Матерями Беслана» уже произошел конфликт, после того как рабочие заложили кирпичами пробоину в стене столовой, образовавшуюся после выстрела танка по зданию школы.

Бывшие заложники считают, что это попытка изменить первоначальный облик здания школы, скрыть следы преступлений, совершенных теми, кто штурмовал школу 3 сентября 2004 года, применяя танки и гранатометы. Но немецким специалистам удалось убедить общественных активистов в необходимости заделки пробоины – в противном случае предотвратить дальнейшее разрушение здания будет невозможно. Говорит представитель комитета «Матери Беслана» Мзия Кокойты:

«Лучше такой ремонт, чем ничего. Мы немало замечаний высказали строителям после того, как они заложили пробоину в стене от выстрела танка. Строители извинились, сказав, что якобы не знали».

Слушать
Охрана памяти
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:11 0:00
Скачать


Горячие споры о вариантах увековечивания памяти о бесланском теракте продолжались несколько лет. Кто-то предлагал снести все здание школы, кроме спортзала, и установить на этом месте православный храм; кто-то высказывался за строительство мечети. Против последнего предложения высказалось большинство членов обоих общественных комитетов.

Продолжает представитель комитета «Матери Беслана» Мзия Кокойты:

«Лучше сохранить спортзал. Ведь раньше хотели там построить церковь. А мечеть, я думаю, не надо строить. Да, там погибли и мусульмане, но я думаю, что мечеть не надо возводить на территории школы».

Потерпевшие говорят, что принадлежность террористов к исламу породила у многих жителей Беслана неприятие мусульманства. Например, даже мусульманских лидеров Северной Осетии многие бывшие заложники до сих пор не хотят видеть на траурных мероприятиях в бесланской школе. Но североосетинские мусульмане при каждом удобном случае напоминают, что мусульман было немало и среди заложников, а террористов считать верующими людьми вообще нельзя.

Представитель мусульманской общины Владикавказа Эльбрус Сатцаев полагает, что бесланскую школу не следует превращать в культовое место.
«Там погибли люди, в том числе и дети, - из христианских семей, мусульманских. Поэтому не следует обострять и без того сложную религиозную ситуацию как в Осетии, так и на Северном Кавказе. Считаю, что это место должно быть само по себе святым - без церкви или мечети - для представителей всех религий. И превращать его в место спора некорректно и неэтично. Тем самым совершается грех. Мы, таким образом, память о погибших отодвигаем в сторону. Я против строительства на территории школы любого культового учреждения».

Сторонники этой точки зрения напоминают, что в небольшом по размерам городе Беслане уже есть и православная церковь, и мечеть. И среди их прихожан - пострадавшие от самого громкого теракта последних десятилетий.
XS
SM
MD
LG