Accessibility links

Наследник по прямой


Александр Анкваб шел тогда на штурм властного Олимпа во главе другой колонны – гораздо более радикального ОПД «Айтайра», которое было известно как первая оппозиционная сила в послевоенной Абхазии
Александр Анкваб шел тогда на штурм властного Олимпа во главе другой колонны – гораздо более радикального ОПД «Айтайра», которое было известно как первая оппозиционная сила в послевоенной Абхазии
СУХУМИ--Спустя несколько дней после похорон второго президента Абхазии Сергея Багапша я услышал следующую историю, рассказанную человеком, который неплохо ориентируется не только в абхазских, но и в российских коридорах власти. Якобы один крупный госчиновник в Москве, рангом не ниже секретаря Совбеза России, беседовал с президентом Абхазии перед тем, как тот лег на сложную операцию: «Сергей Васильевич, я сам не раз такие операции переносил, так что не переживайте… И все же мы, ваши российские друзья, должны знать, кого вы видите в будущем на посту своего преемника в Абхазии». И якобы Багапш, подумав, ответил: «Неудобно, конечно, перед Сергеем, но все же это Анкваб».

Я склонен верить в то, что так или примерно так действительно было, учитывая не только осведомленность рассказчика, но, прежде всего, то, что сам он на нынешних президентских выборах поддерживал Шамба. Последнее обстоятельство исключает версию, что это могла быть его выдумка, специально распространяемая в качестве пиар-поддержки Анкваба. Я же ранее, до дня выборов, нигде публично не пересказывал эту историю по вполне понятной причине: дабы никому не могло прийти в голову рассматривать это в качестве агитации за одного из кандидатов.

Представление о том, что именно Александр Анкваб и Сергей Шамба станут главными претендентами на пост главы абхазского государства после ухода Багапша, возникло в нашем обществе и тут же нашло отражение в СМИ еще в самом начале 2010 года, сразу после того, как Шамба был назначен премьер-министром. Правда, никто тогда не думал, что их соперничество за этот пост обретет столь зримые черты на 3,5 года раньше очередных президентских выборов… Оба в последние годы были примерно «равноприближенными» соратниками Сергея Васильевича, не знаю, впрочем, кто более, а кто менее, но полагался тот, если верить рассказанной истории, все-таки больше на Анкваба. Понимая, конечно, при этом, что последнее слово останется за народом, за избирателями.

Слушать
Наследник по прямой
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:06 0:00
Скачать


Багапш и Анкваб изначально были из одной команды политиков, пришедших в 1991 году в так называемый «золотой состав» парламента Абхазии, то есть на авансцену абхазской политики. Эту команду условно можно назвать комсомольско-партийной командой советской элиты, в отличие от команды историков, в которую, помимо Владислава Ардзинба, входили также Сергей Шамба, Станислав Лакоба, Юрий Воронов… Но в марте 2004-го, когда было учреждено ОПД «Единая Абхазия», два Сергея – Багапш и Шамба – оказались рядом в числе отцов-основателей движения. Продолжалось это, впрочем, недолго, до лета того же года, когда их соперничество за право баллотироваться в президенты от «единоабхазов» закончилось победой Багапша и выходом Шамба из движения. Он выдвинулся самостоятельно и проиграл, набрав лишь 6,5 процента голосов (третье место).

Александр Анкваб шел тогда на штурм властного Олимпа во главе другой колонны – гораздо более радикального ОПД «Айтайра», которое было известно как первая оппозиционная сила в послевоенной Абхазии. Но Анкваб рассчитал все правильно: его в любом случае не зарегистрировали бы кандидатом как не соответствовавшего цензу оседлости; и тогда возник его альянс с Багапшем, принесший им победу. Впрочем, некоторые наблюдатели тогда поговаривали, что харизма Анкваба не даст им долго быть в союзе, что он будет рваться в первые лица. Но предрекавшие это недооценили интеллект Анкваба, который прекрасно понимал всю опасность раскачивания лодки властной команды. Он постоянно держался в тени Багапша, позиционируя его как своего старшего товарища (хотя тот был его старше лишь на три с лишним года).

Сергей Шамба же пришел в коалиционное правительство 2005 года как оппозиционер и соратник Рауля Хаджимба, долгое время таковым и считался, но постепенно эволюционировал в однозначного соратника Багапша.

Идя на выборы 2011 года, и Анкваб, и Шамба неоднократно подчеркивали, что собираются быть продолжателями политики второго президента Абхазии, что не мешало, впрочем, им резко критиковать в ходе предвыборных встреч существующее положение дел в тех или иных сферах. Но итоги выборов 26 августа с очевидностью показали, что электорат Багапша 2009-го почти полностью проголосовал за Анкваба.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG