Accessibility links

Возрождение «Возрождения»?


В такие периоды, говорят, в политэлите резко снижается число святых и возрастает число угодников
В такие периоды, говорят, в политэлите резко снижается число святых и возрастает число угодников
СУХУМИ--В Абхазии в эти дни циркулирует много слухов о грядущем составе Кабинета министров и предстоящих отставках и назначениях. В такие периоды, говорят, в политэлите резко снижается число святых и возрастает число угодников.

Прогноз, который я сделал в начале сентября в материале на «Эхо Кавказа», к моему удовлетворению сбылся. Ведь рассуждая тогда о том, кому достанется кресло премьер-министра, упомянул лишь имя «верного Леонида Лакербая», который работал в последнее время первым вице-премьером правительства, а во время избирательной кампании возглавлял штаб Анкваба. Под «верностью» здесь подразумевалась не так уж часто встречающаяся в политике прочность и спаянность тандема «Анкваб –Лакербая», сложившегося еще в период становления в начале нулевых первого в Абхазии оппозиционного ОПД «Айтайра». Кстати, поначалу движение фигурировало под русским эквивалентом этого слова – «Возрождение».

«Айтайра», которая в те годы для многих стала символом свободомыслия, гражданской смелости и надежд на кардинальное изменение жизни к лучшему, в организационном плане к началу предвыборной президентской кампании 2004 года подошла с печальным итогом. А именно: из «великолепной семерки» отцов-основателей ОПД – инициативной группы по его созданию, которую составило трое действующих и четверо бывших парламентариев, – политсовет движения постепенно и по разным мотивам покинуло пятеро, остались только Леонид Лакербая и Олег Дамения. На упомянутых выборах блок трех оппозиционных ОПД одержал, как известно, трудную победу, но если два других движения блока структурно сохранились, а одно из них, «Единая Абхазия», впоследствии было преобразовано в политическую партию, то «Айтайра», как говорится, почила в бозе.

Слушать
Возрождение «Возрождения»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00
Скачать


Несмотря на несколько тщетных попыток в 2005 году, «Возрождение» так и не удалось организационно возродить. То есть движение это сыграло роль отделившейся и сгоревшей в плотных слоях атмосферы ступени ракеты-носителя после того, как «вывела на властную орбиту» своего неформального лидера Александра Анкваба и еще ряд активистов движения. Так, Леонид Лакербая стал тогда вице-премьером, Нугзар Логуа возглавил министерство культуры, Вячеслав Кокоскир стал одним из руководителей администрации Очамчырского района, Ирина Агрба (правда, несколько позже) была избрана вице-спикером парламента…

Но если основателей «Единой Абхазии» изначально воспринимали как госчиновников, хотя, в основном, на тот момент и пребывавших в опале (она и сейчас считается «чиновничьей» партией), то в руководящий костяк «Айтайра» входили, в основном, трибуны, ниспровергатели, прирожденные лидеры. Часть «костяка», повторюсь, покинула ОПД, часть стала госчиновниками, которым было не до общественной работы… Тем же, кто остался в «активе», было явно не под силу поддержать прежний имидж движения.

Жизнь интересна своей непредсказуемостью. Когда еще в марте 2004-го после создания ОПД «Единая Абхазия» на состоявшейся по инициативе его председателя Артура Миквабия встрече «без галстуков» группы основателей этого движения с группой журналистов, до меня дошла очередь говорить, я произнес там, в частности, такую фразу: «Сам я состою в ОПД «Айтайра», но давно принял решение, что в случае его победы на президентских выборах выйду из него, чтобы партийная дисциплина не диктовала мне необходимость защищать в нашей газете «Эхо Абхазии» интересы и позиции власти». Это очень развеселило «единоабхаза» Нодара Хашба, который сказал, что ждать этого придется очень долго и, скорее всего, напрасно… В том смысле, что победит, конечно же, «Единая Абхазия». Не прошло и года, как история рассудила нас по-своему, и неожиданно для обоих: к власти пришел блок с участием этих ОПД. Но поскольку главой государства тогда стал Сергей Багапш, выдвинутый «Единой Абхазией», приоритет как бы был все же за ней.

Но вот сейчас, по прошествии шести с половиной лет, после нового поворота истории именно выходцы из ОПД «Айтайра», которые всю первую половину нулевых штурмовали бастионы власти, оказались у государственного штурвала. Имею в виду, прежде всего, президента и премьер-министра. В кандидаты в вице-президенты, кстати, общественная молва долго прочила Ирину Агрба, но, в конце концов, Анкваб остановился, как известно, на Михаиле Логуа.

При этом никому, по-моему, и мысли в голову не пришло о возможной «реанимации» движения «Айтайра». К нему относятся как к давно и окончательно перевернутой странице новейшей истории Абхазии. И впрямь, власти совершенно не нужны ниспровергатели, тем более что структура партии «Единая Абхазия» готова ей служить… Это с одной стороны, а с другой – такие, к примеру, яркие фигуры из отцов-основателей ОПД, как Вадим Смыр, Геннадий Аламиа, давно находятся в оппозиции к действующей власти.

Еще одна представительница «великолепной семерки» Циза Гумба, возглавляющая сейчас одну из абхазских НПО, назвала как-то в прессе Леонида Лакербая «блестящим исполнителем». Комплимент был воспринят многими как достаточно сомнительный и неоднозначный и довольно долго обсуждался в обществе. Действительно, так уж повелось считать, что быть «исполнителем» политику не пристало. Но проблема в том, что востребованность в вождях обычно меньше, чем в исполнителях, а с «предложением» дело обстоит наоборот. Леонид Иванович же принадлежит к тому весьма редкому типу политиков, у которых получается быть и трибуном, убедительным критиком власти, и надежным «колесиком» во властной команде.

Впрочем, после его назначения премьер-министром я столкнулся с довольно негативной реакцией ряда представителей молодого поколения. Для них он – «уходящая натура», в последние годы не слишком привлекавшая к себе общественное внимание. Что ж, тем настоятельнее, наверное, теперь потребность в активном обновлении и омоложении состава правительства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG