Accessibility links

Синхронно с Москвой


И вот теперь, после решения президента Медведева «остаться на летнем времени» возникает надежда, что удовлетворены в Абхазии будут все
И вот теперь, после решения президента Медведева «остаться на летнем времени» возникает надежда, что удовлетворены в Абхазии будут все
СУХУМИ---В этом году Россия, вопреки сложившейся традиции, не перейдет на зимнее время - соответствующее решение в начале года принял президент Дмитрий Медведев. Таким образом, никакой разницы во времени между Москвой и Тбилиси больше не будет. Аналогичная ситуация, судя по всему, будет и с республиками Абхазия и Южная Осетия - они наверняка откажутся от перевода стрелок часов вслед за Москвой.

Вчера один мой телефонный собеседник, позвонивший из-за рубежа, спросил, будут ли в Абхазии в последнее воскресенье октября, как все последние годы, переводить часовые стрелки на час назад, возвращаясь с летнего на зимнее время, или не будут, как отныне решено сделать в России. Вопрос оказался для меня неожиданным: никаких соответствующих решений Кабинета министров РА не припомню. Но если перевода стрелок не будет, то, вероятно, и решения никакого не надо? При этом, сказал я, все вокруг «по умолчанию» считают, что, конечно, ситуация должна быть синхронизирована с российской. А потом знакомый журналист в разговоре со мной еще и вспомнил, что покойный президент Абхазии Сергей Багапш сказал об этом в одном из своих последних публичных выступлений нынешней весной.

Ну, а краткая предыстория предстоящего события, которое в данном случае будет заключаться в отсутствии события – перевода стрелок – такова. В Советском Союзе «московское время» использовалось во всей западной части страны – от Калининграда до Москвы и от Кишинева до Сочи, причем рассветы и закаты на западе этого часового пояса наступали, по-моему, на пару часов позже, чем на востоке. А вот Абхазия, входившая в Грузинскую ССР, относилась уже к другому часовому поясу, то есть когда в Москве было 9 утра, в Сухуме - 10. Парадокс заключался в том, что Сухум расположен почти на том же меридиане, что и Москва. Несовпадение на час того времени, которое значилось в телепрограммах в центральных газетах, и местного, по которому мы смотрели телевизор, в расписаниях движения транспорта и т. д., конечно, создавало определенные бытовые неудобства, но к ним давно привыкли. Да и понимали все, что по-другому часовые пояса проводить все равно не будут. Кстати, у нас говорили именно так: «местное время», а вот в Тбилиси, насколько знаю, – «тбилисское».

Слушать
Синхронно с Москвой
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:25 0:00
Скачать


Ничего нового не внесло в эту привычную часовую разницу и введение с 1981 года в СССР переходов на летнее время и обратно. «Надо – значит надо», тем более что Брежнев чуть ранее сказал: «Экономика должна быть экономной».

Но вот после грузино-абхазской войны в де-факто обретшей независимость Абхазии было принято решение отказаться от ежегодных переходов на летнее время. Очевидно, руководитель республики Владислав Ардзинба принадлежал к числу тех, кто считал, что негативное воздействие переводов часовой стрелки на здоровье людей значительно превышает выгоды от экономии электроэнергии на освещение, которую они дают. Наверное, эти споры бесконечны уже хотя бы потому, что есть люди, весьма чувствительные к этим сменам жизненного ритма, а есть те, кто адаптируется к ним достаточно безболезненно. Последних, мне кажется, больше. Во всяком случае, в послевоенное десятилетие в Абхазии постоянно, в том числе и в прессе, звучали жалобы на то, как много неудобств приносит эта часовая разница с московским временем из-за того, чего в РА не переходили на летнее время. И она особенно раздражала по той причине, что в течение полугода жители Абхазии привыкали к совпадению своего времени с московским, а потом, когда в России жили по летнему времени, долго не могли привыкнуть к несовпадению. Любопытно, что тогда наше время, если не ошибаюсь, полгода совпадало с московским, а полгода – с тбилисским.

С 2005 года, после прихода к власти команды Багапша, в Абхазии снова стали переходить в марте на летнее время. Круглогодичное совпадение местного времени с московским, похоже, устроило в республике всех. Правда, начали жаловаться те, для кого сезонные переводы часовых стрелок создают проблемы с самочувствием, но эти жалобы, совпадающие с жалобами таких же россиян, были обращены уже не к абхазскому руководству, а к тем, кто принимает подобные решения в Москве.

И вот теперь, после решения президента Медведева «остаться на летнем времени» возникает надежда, что удовлетворены в Абхазии будут все. Но не будем торопиться с выводами. Сегодня я просмотрел отрывной календарь, точнее, ту информацию в нем, которая отражает астрономическое время восходов и заходов солнца. В середине октября солнце заходит около восьми вечера, а с учетом того, что у нас и в России продолжает действовать летнее время, – около семи. Во второй половине декабря время захода по календарю будет около четырех часов вечера, а с учетом все того же летнего времени – около трех дня. То есть уже в три часа дня в наших широтах будет резко темнеть.

Конечно, можно сделать так, как делают в некоторых странах, где просто устанавливают новые режимы работы, сдвигая ее начало и конец в зависимости от светового дня.

Можно ли быть уверенным, что отмена дважды в год переводов часовых стрелок в России – окончательная и бесповоротная? Ведь во многих странах на протяжении XX века они то вводились, то отменялись. И сейчас они применяются в 79 странах – в основном, далеких от экватора. Но тут есть фактор, позволяющий рассчитывать на окончательность этого решения. Дело в том, что доля расходов на электроосвещение в общих энергорасходах на планете постоянно снижается, а вот количество людей, чувствительных к сезонным переводам часовых стрелок, - нет.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG