Accessibility links

В треугольнике «Абхазия – Грузия – Россия»


Абхазскую же сторону это отсутствие в Грузии новых предложений как-то давно уже и не беспокоит
Абхазскую же сторону это отсутствие в Грузии новых предложений как-то давно уже и не беспокоит
СУХУМИ--На днях мое внимание привлекла подборка интернет-сообщений на тему «Как Бидзина Иванишвили видит перспективы восстановления территориальной целостности Грузии». Заинтригованный, начал читать, но очень быстро был разочарован. Новая надежда грузинских оппозиционеров (по крайней мере, их части), новый кандидат в грузинские мессии миллиардер Иванишвили, который посчитал нужным высказаться по одному из главных, если не главному, пунктов грузинской повестки дня, прибег к давным-давно известному штампу: «Грузия должна стать привлекательной для абхазов и южных осетин». Но, во-первых, эта фраза из самых разных уст звучит в Тбилиси уже около двух десятков лет. Во-вторых, знаю, что, как правило, в бывших автономиях Грузии она вызывает раздражение: «Они хотят нас купить за высокий уровень благосостояния и демократии, до которого, кстати, самим еще ехать и ехать…»

Так же много уже раз в Тбилиси в разных вариациях повторяется сформулированная еще при Шеварднадзе «широчайшая автономия», которую сулят Абхазии. И точно так же кого-то время то времени осеняет заявить твердым голосом: «Хватит витать в облаках, надо вооружаться и отвоевывать наши земли». Так-то оно так, но много ли найдется желающих не заявлять, а реально воевать, к тому же горький опыт такого отвоевывания образца 2008-го хорошо известен. Наконец, ушли в безвозвратное прошлое те времена, когда более сильные народы спокойно истребляли-ассимилировали малочисленные и слабые – как немцы в ходе «натиска на восток» пруссов. Другого же пути достижения цели силой тут, похоже, сегодня нет.

На фоне этого дефицита идей по урегулированию конфликта те новые, которые порой выдвигаются в Грузии, вроде плана Мамуки Арешидзе «возвращение беженцев за признание», подвергаются там, в основном, обструкции. И, как правило, заслуженно: раскритиковать их с точки зрения перспектив осуществления грузинского национального проекта совершенно несложно.

Слушать
В треугольнике «Абхазия – Грузия – Россия»
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:27 0:00
Скачать


Абхазскую же сторону это отсутствие в Грузии новых предложений как-то давно уже и не беспокоит… После победного сентября 1993 года позиции Абхазии в противостоянии со своей бывшей метрополией постоянно укреплялись, а Грузия теряла позицию за позицией. Наиболее памятные вехи на этом пути: события мая 1998 года в Гальском районе, отражение рейда отряда Гелаева в Кодорском ущелье осенью 2001 года, восстановление территориальной целостности Абхазии в августе 2008 года, признание в том же месяце Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, медленное, но верное увеличение числа признавших нас государств.

И вот, пытаясь стать на место тех приверженцев проекта восстановления территориальной целостности Грузии в границах Грузинской ССР, которые не просто бездумно повторяют идеологические клише о «единой и неделимой Грузии», а людей мыслящих, умеющих анализировать, которых в грузинском обществе, как и в других, конечно же, немало, я неизменно прихожу к следующему выводу (и анализ высказываний ряда тбилисских авторов его подтверждает). Думаю, у них сегодня одна реальная надежда – на то, что развивающиеся отношения Абхазии и Российской Федерации будут создавать проблемы, которые приведут к отчуждению этих двух стран и народов друг от друга; тогда и появится у Тбилиси шанс. Что ж, тут есть логика. Это и из практики отношений между отдельными людьми хорошо известно: ничто так стремительно не сближает находящихся в ссоре или прохладных отношениях и не способствует возникновению новых союзов, как объединение в противостоянии с кем-то третьим.

Возможно ли такое в данном случае? Теоретически возможно все. Возможно, например, если отдельные российские партнеры начнут вести себя в Абхазии как слон в посудной лавке, бесцеремонно и не задумываясь ни о чем, кроме своекорыстных интересов. А с другой стороны, если в абхазском обществе возьмут верх тенденции иждивенчества, если мы не начнем, наконец, использовать российскую финансовую помощь, которая не может быть вечной, для развития собственных производительных сил. Безусловно, выстраивая отношения с великим северным соседом, мы должны последовательно, корректно, но твердо отстаивать наши национальные интересы, при этом одновременно ни на минуту не забывая о том, что за развитием этих отношений пристально и с несомненной надеждой на их ухудшение следят из Тбилиси.

Возможно, повторюсь. Но, скорее всего, и в Москве, и в Сухуме у власти в обозримом будущем будут вменяемые люди, не способные наломать дров в двусторонних отношениях. Так что и надежды в грузинском обществе, о которых было сказано, останутся в обозримом будущем скорее всего надеждами.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG