Accessibility links

Каждый на своей территории


Приговор Аслану Черкесову вызвал громкий общественный резонанс на его родине, в Кабардино-Балкарии, где внимательно следили за процессом
Приговор Аслану Черкесову вызвал громкий общественный резонанс на его родине, в Кабардино-Балкарии, где внимательно следили за процессом
Приговор Аслану Черкесову вызвал громкий общественный резонанс на его родине, в Кабардино-Балкарии, где внимательно следили за процессом. Земляки Черкесова считают, что чрезмерно жестокий приговор по этому делу потворствует национальной нетерпимости в России.

О том, что дело об убийстве Егора Свиридова политизировано, и в любом случае будет вынесен обвинительный приговор, вне зависимости от степени вины подсудимых, никто не сомневался. Около месяца назад республиканская Фемида осудила за халатность полицейского из разрешительной системы МВД Кабардино-Балкарии, который выдал Черкесову разрешение на травматический пистолет. Уже тогда местные юристы говорили: этот приговор предполагает, что Аслан Черкесов совершил преднамеренное убийство. Если бы речь шла об убийстве по неосторожности, то ни о какой халатности полицейского не могло бы быть и речи. Подчеркну, все это произошло за месяц до приговора Черкесову, когда, казалось бы, степень его вины еще не была выяснена судом.

Поэтому спорили в республике лишь о том, как квалифицирует суд действия спартаковских фанатов – они ведь тоже не ангелы, да и Егор Свиридов по кличке «Седой» был авторитетным кулачным бойцом спартаковского движения.

«Фанат "Спартака" - это что, работа такая? - спрашивает черкесский общественник Аслан Бешто. - Человек ничем себя не утруждал, жил как хотел, постоянно участвовал в драках, но в очередной драке тупо погиб. И что, он национальный герой?»

Слушать
Мурат Гукемухов
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:45 0:00
Скачать


В день, когда прокуратура потребовала в суде 23 года заключения для Аслана Черкесова, его мать вышла к памятнику Марии Темрюковой с плакатом «Требую справедливого суда для всех!» Место было выбрано неслучайно: памятник кабардинской княжны - четвертой жены Ивана Грозного - считается символом добровольного воссоединения России и Кабарды. Вокруг женщины сразу образовался пикет - около трехсот человек. Люди разных национальностей бурно выражали ей свое сочувствие и ругали власть.

«Люди всех национальностей, не знавшие этого парня, до крайности возмущены этим приговором, - говорит Аслан Бешто. - Я думаю, Черкесова поднимут на щит даже радикалы, которые будут всем говорить: "Вот, смотрите, как Россия к нам относится!" Это все не за горами, и мы скоро все это увидим».

На Кавказе сегодня вспомнили многие судебные дела с национальной подоплекой. Например, санкт-петербургский процесс над скинхедами, зарезавшими 9-летнюю таджикскую девочку. Тогда молодым людям присудили от полутора до пяти с половиной лет лишения свободы.

«Такой дифференцированный подход к цене человеческой жизни не остался незамеченным в республике, он воспринимается как официальная политика дискриминации по национальному признаку, - говорит правозащитник из Нальчика Валерий Хатажуков. - Еще один момент, который обостряет здесь обстановку. Мы периодически получаем трупы местных жителей из российских мегаполисов, которые погибают по мотивам национальной неприязни. В нашем правозащитном центре зарегистрировано семь таких эпизодов, из них шесть произошло в Москве. Ни одно из этих преступлений не дошло до суда. У нас есть все основания утверждать, что эти дела затягиваются, нет воли их нормально расследовать».

В республике убеждены, что приговор был вынесен в тот вечер, когда Владимир Путин положил цветы на могилу Егора Свиридова. Так, вольно или невольно, глава государства выступил на стороне спартаковских фанатов, что предопределило и ход предварительного следствия, и позицию присяжных. Поэтому балкарский общественник Руслан Бабаев называет сегодняшний вердикт приговором после приговора:

«Черкесов - жертва обстоятельств, жертва Путина, это он осудил его на столько лет. Глава государства не имеет права совершать такие поступки – это уже не глава государства, это - националист, если называть вещи своими именами. Я был русским по духу, я сны вижу на русском языке, а из меня делают националиста. Я защищаться хочу. Живем мы – сопим, молчим, а если сопим-молчим, значит, заслуживаем этого».

В принципе, ничего невероятного не произошло. Люди воспринимают подобные новости как приметы развала государства - каждый должен уйти на свою территорию… Вопрос только в том, кого считать своим и где провести границу. А эту проблему букетом роз уже не решить.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG