Accessibility links

Ни мира, ни войны


Нынешние руководители Осетии и Ингушетии благодаря, прежде всего, личным хорошим отношениям, создали новую возможность для возобновления межнационального диалога
Нынешние руководители Осетии и Ингушетии благодаря, прежде всего, личным хорошим отношениям, создали новую возможность для возобновления межнационального диалога
НАЗРАНЬ---31 октября исполнилось 19 лет с момента начала осетино-ингушского конфликта. Все эти годы в Северной Осетии и Ингушетии отмечают трагическую дату, при этом по-разному трактуя причины возникновения конфликта. Сходятся в одном: камнем преткновения во взаимоотношениях двух народов стал Пригородный район, принадлежность которого оспаривается соседями с момента возвращения ингушей из казахстанской ссылки.

Последний день октября 92 года прошлого столетия стал черной датой как для осетин, так и для ингушей. По данным российской прокуратуры, в период с 31 октября по 5 ноября 1992 года во время активной стадии конфликта погибли 546 человек. Из них 407 ингушей, 105 осетин. Среди погибших 41 женщина и 12 ингушских детей. Десятки людей в Осетии, около 200 человек в Ингушетии и сегодня считаются без вести пропавшими. До сих пор не удается устранить все последствия этого конфликта, в числе которых беженцы-ингуши, не имеющие возможность вернуться в свои дома.

Слушать
Ни мира, ни войны
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:44 0:00
Скачать


За 19 лет по-разному выстраивались взаимоотношения между ингушами и осетинами. Первые годы после конфликта ингуши были поражены во всех конституционных правах на территории Осетии и воспринимались как непримиримые враги, не имеющие права на возвращение. Бойкотировались любые решения, направленные на урегулирование ситуации, в том числе и указ президента Ельцина о возвращении беженцев в пять населенных пунктов Пригородного района, изданный в декабре 1993 года. Ингушской стороне пришлось приложить максимум усилий и пойти на множество уступок, чтобы процесс возвращения был запущен. В 1994 году «Мемориал» выпустил доклад о положении вынужденных переселенцев в зоне конфликта, в котором отметил, что создание властями препятствий ингушскому населению в возвращении к местам постоянного проживания является формой ущемления прав по национальному признаку. В докладе делался акцент на то, что недопустимы любые попытки возложения коллективной ответственности за совершенные преступления на группы людей по признаку их национальной принадлежности, места проживания и т. д. Федеральные власти, хоть и были представлены в регионе сначала в виде временной администрации, а затем и спецпредставительства президента России, действовали крайне робко. Руководство России и федеральные ведомства РФ не предпринимали серьезных шагов к тому, чтобы их собственные решения о возвращении беженцев воплощались в жизнь. Основная нагрузка на улучшение взаимоотношений между осетинами и ингушами ложилась на руководство двух соседних республик, которые, в свою очередь, сильно зависели от общественного мнения. Оттого и отношения налаживались с переменным успехом. К 2004 году этот процесс достиг своего положительного пика: ингуши могли беспрепятственно ездить в Осетию, худо-бедно шел процесс возвращения беженцев, проводились круглые столы и встречи между представителями общественности, все проблемные моменты обсуждались на уровне министерств и ведомств двух республик. Однако после захвата боевиками школы в Беслане все эти усилия и достижения были перечеркнуты. Ситуация крайне обострилась, и проживание ингушей в Осетии стало небезопасным. Нынешние руководители Осетии и Ингушетии, благодаря, прежде всего, личным хорошим отношениям, сняли эту напряженность и создали новую возможность для возобновления межнационального диалога. Между тем только этих усилий недостаточно для того, чтобы говорить о ликвидации последствий конфликта. Федеральная власть должна показать свое отношение и к событиям осени 92 года, и к нынешнему положению с вопросом возвращения беженцев ингушской национальности. Она должна выступить гарантом соблюдения конституционных прав всех своих граждан, в независимости от их национальной принадлежности и места проживания. И только в этом случае два субъекта Российской Федерации не будут находиться в положении двух независимых государств, переживающих последствия этнического конфликта.
XS
SM
MD
LG