Accessibility links

Восемь лет спустя


ТБИЛИСИ---Вчера в Грузии отметили 8-ю годовщину «Революции роз». 23 ноября 2003 года к власти в Грузии пришли партии «Национальное движение» и «Объединенные демократы», после чего президентом страны стал Михаил Саакашвили, премьер-министром Зураб Жвания, а председателем парламента Нино Бурджанадзе. Из триумвирата «Революции роз» у власти остался лишь Михаил Саакашвили. В связи с этой датой в Грузии прошли различные праздничные мероприятия. В то же время для многих она стала поводом для подведения итогов восьмилетнего правления «Национального движения» во главе с Михаилом Саакашвили.

В преддверии 8-й годовщины «Революции роз» на национальных телеканалах Грузии появились клипы, напоминающие населению о достижениях власти. В одном из таких роликов об этих достижениях зритель узнал из обращения генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена к Михаилу Саакашвили в ходе его визита в Грузию:

«За это время заложен фундамент новой и лучшей Грузии, основанной на свободе, демократии и верховенстве закона. Вы достигли впечатляющего прогресса в таких сферах, как свобода слово, развитие демократии и борьба с коррупцией. Это те достижения, которыми вы справедливо гордитесь!»

Мзия Паресишвили
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:53 0:00
Скачать



Несмотря на это, многие в Грузии не разделяют пафоса по поводу достижений революционных властей. Оппоненты властей считают, что поспешные реформы правительства дали негативные результаты: безработицу, бедность, элитарную коррупцию, давление на СМИ, на бизнес, нарушение прав человека и частной собственности, августовскую войну, потерю новых территорий и новую волну беженцев. Все эти недостатки настолько велики, что установление правопорядка, обновленные дороги, улучшенная инфраструктура уже ничего не значат для одного из бывших соратников Михаила Саакашвили, республиканца Давида Зурабишвили:

«Экономический рост в Грузии наблюдался и во время правления Шеварднадзе. Самые высокие показатели как раз приходились на 2003 год. Так что, все эти достижения ничего не значат. На самом деле результат у нас очень тяжелый - мы получили авторитарный режим».

Президент Грузии дал понять оппонентам, что он знает об этих замечаниях. Вчера во время торжественного открытия в Тбилиси обновленного проспекта Агмашенебели Саакашвили заявил:

«Пусть некоторые говорят, что мы допустили много ошибок. Конечно, мы допустили ошибки, но кто ничего не делает, тот не допускает их. Я сам скажу: "Да, можно сделать лучше, и мы обязательно сделаем лучше - в следующий раз!"»

Для многих последняя фраза президента стала головоломкой: означает ли фраза «в следующий раз» следующий срок пребывания Саакашвили у власти?» У определенной части грузинского общества после принятия новой Конституции растут опасения, что президент намерен остаться у руля по истечении второго срока в 2013 году. Главный закон государства позволяет Михаилу Саакашвили остаться у власти после парламентских выборов в 2012 году в качестве премьер-министра.

Важность проведения свободных парламентских и президентских выборов неоднократно подчеркивали западные партнеры. После восьмилетнего правления Михаила Саакашвили многие политологи и эксперты стали все чаще анализировать поведение грузинского электората. Торнике Шарашенидзе считает, что нынешняя власть стремится создать так называемого нового грузина, который будет свободен от советского застойного менталитета:

«Революционная элита считает себя реформаторами, "новыми грузинами". По их понятиям, новый грузин - образованный человек западного типа с лэптопом в руках, который не любит произносить долгие тосты и выступает против праздного времяпровождения. Но большая часть населения остается приверженной прежнему стереотипу "типичного грузина". Поэтому эта политическая элита не смогла осуществить все желаемые изменения».

По мнению философа Лелы Гаприндашвили, тот факт, что Саакашвили пришел к власти с 96% голосов избирателей, был для нее тревожным сигналом. По мнению Гаприндашвили, Саакашвили, несмотря на свои претензии быть грузинским правителем нового типа, не очень отличается от прежних президентов Грузии. Звиад Гамсахурдиа и Эдуард Шеварднадзе тоже пришли к власти с подавляющим большинством голосов. Сходство Саакашвили с ними Гаприндашвили видит и в другом:

«Во время правления Гамсахурдиа мы слышали, что Грузии сначала надо приобрести независимость, а потом строить демократию, Шеварднадзе нам говорил, что первым делом важна стабильность, а потом демократия. Команда Саакашвили предложила сначала построить государство, а потом демократию, при этом только они знают, как это делать. Но так нигде не происходит. Демократия - это тот процесс, который с самого начала сопровождает процесс строительства государства властями вместе с гражданами страны».

Многие эксперты считают, что грузинскому электорату свойственно видеть в лидере мессию. Продолжит ли он поиски мессии или сделает политически зрелый выбор, станет известно уже через год.
XS
SM
MD
LG