Accessibility links

В резерве проблемы


Военные эксперты отмечают, что у института резервистов в Грузии проблемы системного характера: нет четкой политики и плана
Военные эксперты отмечают, что у института резервистов в Грузии проблемы системного характера: нет четкой политики и плана
ТБИЛИСИ---Конституционный суд Грузии удовлетворил иск Народного защитника против парламента Грузии и признал неконституционной вторую статью закона «О резервной военной службе». В решении суда говорится, что данная статья, согласно которой военная резервная служба является обязанностью каждого гражданина Грузии, противоречит сразу двум статьям Конституции Грузии - «Запрет на дискриминацию» и «О свободе вероисповедания». Тему продолжит наш тбилисский корреспондент Мзия Паресишвили.

«Я - резерв Грузии!» - это один из фрагментов клипа о военной резервной службе, в котором люди разных профессий объясняют, почему они идут служить резервистами.

Институт резервистов в Грузии начал действовать с 2004 года. В первое время с целью популяризации нового вида службы весной и осенью в течение 18 дней военные сборы проходили и члены парламента Грузии. В те дни по национальным телеканалам можно было увидеть, как депутаты правящей партии тренировались, стреляли на полигонах. Никто из них, по всей видимости, и не подозревал, что принятый ими закон, обязывающий каждого гражданина вставать на учет в военный резерв и проходить сборы, антиконституционный.

Глава Совета религиозных меньшинств при аппарате омбудсмена Бека Миндиашвили отмечает, что в первую очередь ущерб понесли «Свидетели Иеговы», вероисповедание которых запрещает военную службу. Изучив их жалобы, аппарат Народного защитника выявил, что закон вступил в противоречие с двумя статьями Конституции - «Запрет на дискриминацию» и «О свободе вероисповедания». После этого, говорит Бека Миндиашвили, в суд был внесен иск против парламента Грузии:

«"Свидетели" проиграли несколько судебных процессов, поскольку оказалось, что лишь обязательная военная служба предполагала альтернативные замещающие виды работ, а резервная - нет. Однако права человека, который по религиозным или этическим соображениям не может проходить любую военную службу, должны быть учтены во всех случаях, и он должен выполнить свой долг на альтернативной основе».

В резерве проблемы
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:03 0:00
Скачать


Решение Конституционного суда приветствует глава аналитического центра межэтнического сотрудничества и консультации Агит Мирзоев. По его словам, закон «О резервной службе» создавал проблемы представителям езидской религиозной общины. Хотя сам Агит хотел стать резервистом, ему это не удалось по непонятным причинам:

«Мы начали кампанию, хотели показать, что мы не только представители этнического меньшинства, но и граждане Грузии, и мы должны исполнить свой долг перед родиной. Я и мои коллеги даже обратились с официальной заявкой в Министерство обороны, что готовы служить резервистами, но, к сожалению, мы так и не получили никакого ответа».

В свою очередь, мулла Вагиф Ахперов отмечает, что его прихожане не испытывают проблем из-за закона «О резервной службе»:

«Ислам воспитывает в людях патриотизм, любовь к родине, и мы всегда проповедуем, что надо защищать свою родину; и если придется защищать ее от внешних врагов, мы возьмем в руки оружие - как православные грузины, так и мусульмане, проживающие в Грузии».

Военные эксперты отмечают, что у института резервистов в Грузии проблемы системного характера: нет четкой политики и плана, говорит председатель Ассоциации военных журналистов Георгий Цхвитава. Он полагает, что в самой модели резервной службы имеются серьезные изъяны.

«После августовской войны парламентская комиссия установила, что резервная система была неэффективной. В ходе расследования остро встал вопрос, насколько хорошо понимают государственный грузинский язык представители этнических религиозных меньшинств, насколько тяжело им служить в действующей или резервистской армии. Ведь в регионах Грузии, где компактно проживают этнические меньшинства, не знают хорошо грузинского. И согласитесь, для командира будет большой проблемой, если его солдат не сможет понять, в какую сторону поворачиваться, когда прозвучал приказ "Направо! " или "Налево!" Вся проблема в коммуникации», - заключает Георгий Цхвитава.

В парламенте Грузии сегодня заявили, что решение Конституционного суда окончательное и, соответственно, в ближайшем будущем в законе «О резервной службе» появится статья об альтернативной службе.
XS
SM
MD
LG