Accessibility links

"Как же так, ты еще жив?!"


Тамар Чугошвили говорит, что формально у полиции было полное право провести разгон. Но то, с какой непропорциональной силой они разгоняли этот митинг перекрыло всякое законное обоснование проведения этой операции
Тамар Чугошвили говорит, что формально у полиции было полное право провести разгон. Но то, с какой непропорциональной силой они разгоняли этот митинг перекрыло всякое законное обоснование проведения этой операции
ТБИЛИСИ---Одним из наиболее драматических событий уходящего года стал разгон акции протеста оппозиции 26 мая. В течение восьми месяцев неправительственная организация «Ассоциация молодых юристов Грузии» собирала фактический материал о тех событиях. Сегодня она представила детальный доклад.

Заза Саникиани был одним из организаторов митинга протеста. В его обязанности входило разносить воду и хлеб демонстрантам, которые в мае этого года требовали отставки президента Саакашвили.

В полночь 26 мая, когда полиция только начинала разгонять людей, стоявших перед парламентом, Заза попытался прорваться через кордон спецназа в направлении площади Свободы.

Ему почти удалось это сделать, как вдруг один из полицейских дал команду задержать его. На Зазу накинулись около 20 бойцов спецназа, повалили на землю и стали жестоко избивать резиновыми дубинками:

«Я старался прикрыть голову сумкой. Но один из офицеров выхватил ее и отбросил в сторону. Он так сильно ударил меня в лицо, что мои очки развалились на куски. […] Они избивали меня, приговаривая: "Как же так, ты еще жив?!" Один из офицеров приставил к моей голове оружие и пять раз выстрелил резиновыми пулями. Я потерял сознание».

Свою историю Заза Саникиани рассказал адвокатам «Ассоциации молодых юристов». Его письменные показания приведены в итоговом докладе организации о нарушениях прав человека, имевших место во время разгона акции 26 мая.

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:09 0:00
Скачать


В течение восьми месяцев адвокаты НПО собирали показания демонстрантов, фото- и видеоматериалы, составляли схемы разгона, а также обращались в госорганы с просьбой предоставить официальные документы.

Подготовленное ими объемное исследование - 250-страничная книга на грузинском и английском языках. Это первый случай, когда местная правозащитная организация представила столь детальное описание событий и выработала рекомендации властям.

Председатель «Ассоциации молодых юристов» Тамар Чугошвили говорит, что только скрупулезный анализ всех правонарушений, совершенных во время разгона акции 26 мая, позволит властям избежать подобных ошибок в будущем:

«Формально у полиции было полное право провести разгон. Но то, с какой непропорциональной силой они разгоняли этот митинг, те массовые нарушения прав человека, которые последовали с их стороны, перекрыло всякое законное обоснование проведения этой операции», - говорит Чугошвили.

Во время разгона акции погибло четыре человека, один из них - полицейский. Ассоциация молодых юристов установила, что примерно через неделю после событий на операционном столе скончался еще один из демонстрантов – Темур Капанадзе (после акции у него обострились проблемы с сердцем).

По информации Тбилисского городского суда, во время разгона было арестовано 170 человек. По расчетам МВД, в ту ночь перед парламентом находились 800-1000 демонстрантов. Такое же количество сотрудников МВД было привлечено для разгона акции оппозиции.

«Ассоциация молодых юристов» продолжает настаивать, что силовые структуры использовали той ночью непропорциональную силу. Каждый факт правонарушения со стороны полиции, по мнению НПО, должен был стать объектом расследования, а итоги следовало обнародовать.

Согласно официальной информации МВД, четверо работников были уволены и 12 понесли дисциплинарное наказание за превышение полномочий.

Во время презентации доклада НПО работник отдела международных отношений МВД Шалва Квинихидзе сообщил, что с 2009 года при поддержке американских властей сотрудники его ведомства проходят регулярные тренинги, чтобы свести к минимуму факты злоупотреблений и беззакония:

«Но поверьте мне, в теории может быть написано одно, а на практике мы можем получить нечто иное. Хорошо, когда мы можем чему-то научиться на ошибках других стран, но иногда нам приходится учиться и на собственных», - сказал Шалва Квинихидзе.

Он пообещал, что детально изучит доклад НПО, а его ведомство примет к сведению содержащиеся в нем рекомендации.
XS
SM
MD
LG