Accessibility links

Гонка за лидером, или о чем не подозревали древние майя


В седьмом веке нашей эры «взрыв религиозно-военного вулкана» на Аравийском полуострове приводит к тому, что через век после смерти пророка Мухаммеда, к 732 году, горячей лавой из этого вулкана залито пространство от Атлантического до Индийского океанов
В седьмом веке нашей эры «взрыв религиозно-военного вулкана» на Аравийском полуострове приводит к тому, что через век после смерти пророка Мухаммеда, к 732 году, горячей лавой из этого вулкана залито пространство от Атлантического до Индийского океанов
СУХУМИ--В нынешнее новогодье СМИ разных стран обрушили на свои аудитории не только традиционную порцию публикаций рейтинг-листов событий и персоналий минувшего года, но и уйму рассказов про конец света 21 декабря 2012 года. Тот самый, якобы предсказанный составленным около четырех тысяч лет назад календарем живших в Центральной Америке индейцев майя. Увы, подобные ужастики и в наш век ядерных технологий и айфонов пользуются почти таким же спросом, как и в самые мрачные времена средневековья. Не знаю, назвать это коллективным мазохизмом, или еще как-то… Прочел вот недавно, что один христианский священнослужитель в канун 666 года начал уверять паству, что в том году совсем необязательно наступит Апокалипсис, и был за это ренегатство своей разгневанной паствой забит камнями.

Но это уже набившее оскомину предсказание майя навело меня на мысль в этот постновогодний период попытаться подвести некоторые итоги минувшего четырехтысячелетия – подобно тому, как в такой же период год назад подводил на «Эхо Кавказа» итоги минувшего десятилетия.

Итак, предлагаю представить историю последних четырех тысяч лет земной цивилизации как забег, скажем, на четыре тысячи метров многих десятков этносов, в ходе которого одни – вавилоняне и финикийцы, скифы и те же майя, гунны и хазары, половцы и пруссы – сходили с дистанции, а другие, наоборот, присоединившись к участникам уже по ходу забега, задавали гонке темп.

Два из древнейших очагов цивилизации – Индия и Китай – долгое время развивались обособленно от других и дожили до наших дней как самые многочисленные, миллиардные национальные сообщества, другие оказались погребены под позднейшими этническими наслоениями. Так, потомки тех, кто населял когда-то Шумер и Аккад, Древний Египет, Вавилон, Финикию, Карфаген, говорят ныне на арабском.

Виталий Шария
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:42 0:00
Скачать


Итак, на старте этого забега были возвышение и упадок Шумеро-Аккадского царства в междуречье Тигра и Евфрата, заселение с севера говорящими на индоевропейском языке эллинами территории современной Греции… Много веков сильнейшей державой региона восточного Средиземноморья и Передней Азии являлся Египет. В VIII-VII веках до нашей эры здесь доминирует Ассирия. Долго в этом регионе, как в последующем и во многих других регионах мира, продолжался период «взаимных завоеваний». За полтысячи лет до нашей эры вперед в гонке вырывается бородатый персидский воин, но через двести лет его красиво и вдохновенно обходит воин греко-македонской армии Александра Великого. Еще через пару веков на полтысячи лет наступает мировое лидерство Рима. В седьмом веке нашей эры «взрыв религиозно-военного вулкана» на Аравийском полуострове приводит к тому, что через век после смерти пророка Мухаммеда, к 732 году, горячей лавой из этого вулкана залито пространство от Атлантического до Индийского океанов – Арабский халифат разросся до Испании и южной Франции включительно на западе и до Ирана включительно на востоке. Спустя полтысячи лет, в начале XIII века, великий хан Темучин (Чингисхан) кладет начало завоеваниям, в результате которых под властью монголов оказываются Китай и Индия, Центральная Азия и Кавказ, земли в Европе до Дуная. Но, в отличие от арабов, сумевших оставить почти на всех завоеванных землях свои язык, религию и культуру, монголы, как когда-то греки с македонцами, через век-два схлынули с завоеванных земель и государство их ужалось до территории исконных степей.

В XV веке восточным Средиземноморьем на несколько столетий овладевает новая грозная сила – турки-османы. Но почти одновременно наступает пора великих географических открытий и великих завоеваний европейских стран. В XVI-XVII веках самое сильное королевство Европы Испания, а вслед за ней и более мелкие «морские хищники» - Португалия, Нидерланды - захватывают земную сушу за морями-океанами. Причем благодаря этим завоеваниям испанский язык занимает сегодня третье место на планете по распространенности после английского и китайского. Но затем испанцев начинают теснить с лидирующего места англичане и французы. В начале XIX века Франция во главе с Наполеоном предпринимает спурт для того, чтобы стать хозяйкой не полумира, как в прежние времена, а всего мира (поскольку уже весь мир поделен на сферы влияния сильнейшими державами), но терпит поражение от коалиции европейских держав. Зато Англия, став владычицей морей, к концу века достигает пика могущества – во владениях Британской империи, занявших пятую часть земной суши, никогда не заходит солнце.

До чуть меньших размеров – одной шестой части суши – разрослась территория Российской империи, но она прирастала не заморскими колониями, а за счет более слабых соседей на суше. Так же, как примерно в тот же период, начиная с XVI века, расширяла свои владения в Европе маленькая Австрия. В первой половине XIX века Россия стала жандармом Европы, но экономически серьезно отставала от развитых западных стран. В начале двадцатого века она тем не менее вошла в пятерку самых сильных экономик мира, в которой находились также Великобритания, США, Франция, Германия.

Германия и Италия лишь во второй половине XIX века, преодолев, наконец, затянувшуюся феодальную раздробленность, кинулись вдогонку за мировыми лидерами. Впечатляющий рывок сделала и Япония. Так что совсем не случаен союз этой обделенной в эпоху великих территориальных завоеваний тройки, который они заключили в канун Второй мировой. Гитлер, решивший повторить попытку Наполеона завоевать весь мир, так же вскоре пришел к краху. Но парадокс: в современную эпоху страны могут быстро оправляться от военного разгрома. Спустя два-три десятилетия после 1945-го ФРГ превращается в сильнейшую экономику Европы, а Япония - во вторую экономику мира после США.

Штаты к тому времени уже давно обошли свою бывшую метрополию - Великобританию, которая в середине XX века лишается к тому же и огромных колониальных владений. Полвека после Второй мировой войны продолжается т. н. холодная война, противостояние между двумя супердержавами - США и СССР. Но вот еще один парадокс: долгое время в военном отношении они шли «ноздря в ноздрю», а вот в уровне благосостояния народа СССР отставал от многих стран.

В 1991-м (а это двадцать метров назад в нашем забеге) бегун в красной майке с надписью «СССР» окончательно «спекся». Россия, которая стала его правопреемницей, лишь в последние годы стала вновь проявлять качества лидирующих участников гонки. Между тем в спину самой мощной экономике мира - американской, 14,6 млрд. долларов объема ВВП по итогам 2010 года, - уже дышит экономика Китая. Но и тут парадокс - большие «ножницы» между валом и качеством китайской продукции, а также нищета, в которой продолжают жить массы населения этой страны. На третьем месте по объему ВВП Япония, но Индия уже почти сравнялась с ней. Далее идут Германия и Россия, за ними плотной группой, практически вровень, Великобритания, Франция, Бразилия (по 2, 2 млрд. долларов ВВП), за ними Италия. (Это данные Мирового банка). Ну а кто окажется «в желтой майке лидера» лет через сто - Бог знает…

Конечно, вы понимаете, что все в нашем забеге достаточно условно. Что считать главными критериями лидерства – военную силу, экономику и уровень жизни, культуру? Монголы, которые семьсот-восемьсот лет назад владычествовали над большей частью Ойкумены, заметно уступали многим порабощенным народам в развитости экономики и культуры.

Скажем и о том, что, наряду с борьбой в лидирующей группе этого забега, все время шла и продолжает идти борьба и между более слабыми его участниками, «середнячками» и аутсайдерами. Взять к примеру абхазо-грузинские взаимоотношения, которые, как и отношения между, пожалуй, всеми соседними народами, переживали периоды и союзничества, и вражды. В конце восьмого века абхазы средневековья вырвались вперед, создав Абхазское царство, в которое входили и картвельские этносы. Но в XIII-XVI веках абхазы ослаблены, подчинены продолжительное время Мегрельскому княжеству, этническая граница между абхазами и мегрелами отодвинута на запад. В последующие два века после тридцатилетней войны в первой половине XVII века абхазы оттеснили мегрелов на восток.

К концу XVIII века картвельские этносы находятся на грани физического выживания в результате опустошительных набегов более сильных южных соседей. В XIX веке, в основном, закончилась дележка земной суши между сильнейшими державами мира, и Россия в борьбе за Кавказ одолела Турцию и Персию. В том веке грузины потеряли независимость, но под сенью двуглавого российского орла они значительно вырастают в числе, складывается в единую нацию, а вот Абхазию ждет катастрофа махаджирства, абхазы становятся разделенным народом, на родине остается их меньшая часть.

В первой половине двадцатого века, несмотря на то, что независимость Грузии была восстановлена только на три года, продолжается благоприятный для грузин период, когда Советским Союзом всевластно руководит Иосиф Сталин (Джугашвили), а в ближайших помощниках его - Лаврентий Берия. Абхазы же в середине века вот-вот могут исчезнуть с этнической карты мира (закрытие абхазских школ, по переписи 1959 года они составили лишь 15 процентов населения своего родного края). Но во второй половине двадцатого века и в начале двадцать первого абхазы отвоевывают свое место под солнцем.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG