Accessibility links

Алексей Ващенко – Кремль, видимо, считает, что южные осетины все стерпят


На ноябрьских выборах уверенную победу одержала кандидат от оппозиции Алла Джиоева, но ее победа была аннулирована Верховным судом под давлением Москвы
На ноябрьских выборах уверенную победу одержала кандидат от оппозиции Алла Джиоева, но ее победа была аннулирована Верховным судом под давлением Москвы
Сегодня от участия в избирательной кампании решением ЦИКа отстранен Сергей Зассеев - последний кандидат от оппозиции, который пытался выдвинуться на повторных выборах президента республики. Напомним, на ноябрьских выборах президента уверенную победу одержала кандидат от оппозиции Алла Джиоева, но ее победа была аннулирована Верховным судом республики под давлением Москвы, которую не устроили итоги избирательной кампании, а парламент республики назначил повторные выборы на 25 марта.Теперь, похоже, Кремль изменил предвыборную стратегию: неугодных кандидатов отсекают от участия в избирательной кампании заранее. Сергей Зассеев стал девятым кандидатом, которого республиканский ЦИК снял с дистанции.

Сергей Зассеев на прошлых ноябрьских выборах был доверенным лицом кандидата от оппозиции Аллы Джиоевой. После того как ЦИК отказал в регистрации оппозиционеру Владимиру Келехсаеву и центристу вице-спикеру югоосетинского парламента Юрию Дзиццойты, на голоса протестного электората Южной Осетии претендовал только Сергей Зассеев.

Но сегодня и его сняли с дистанции из-за того, что ЦИК счел подписные листы кандидата недостаточно достоверными. Таким образом, оппозиция отстранена от участия в избирательной кампании, а протестное большинство республики осталось без своего кандидата.

Главный редактор ИА «REGNUM» Модест Колеров считает, что этот «предварительный отсев» кандидатов устроили российские чиновники, курирующие республику, которые потерпели фиаско на прошлых выборах и теперь пытаются таким способом взять реванш за недавнее поражение.

При этом все понимают, что отмена ноябрьских выборов незаконна в глазах населения, и президент, избранный со второй попытки, вряд ли будет признан обществом как избранник народа, тем более, после подобного отсева кандидатов.

По мнению Модеста Колерова, российские кураторы идут на это осознанно, выстраивая заведомо слабую власть, испытывающую дефицит легитимности:

«Теперь мы все должны задать себе вопрос: "зачем им такая власть?" Республика и так целиком и полностью лояльна, зависима – все хорошо. Значит, преследуют какие-то другие цели. Какие цели может обслуживать слабая, недостаточно легитимная власть? Какая здесь бюрократическая тайна? Очевидно, этот слабый и недостаточно легитимный человек должен полностью зависеть от своих внешних патронов. Теперь мы задаем вопрос: "кто эти внешние патроны, и чего они хотят?"»



Это вопрос я переадресовал российскому эксперту Алексею Ващенко:

«Кремль в лице куратора Южной Осетии, начальника Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергея Винокурова, сейчас делает все, чтобы протащить своего кандидата и превратить Южную Осетию в образец Ингушетии при господине Зязикове, при котором можно пилить российские трансферты и делать все, что угодно. Поэтому, чтобы избежать неожиданностей, они снимают с дистанции всех, кто не укладывается в эту схему, а в Москве очень жестко работают с югоосетинской общиной. По существу идет самый настоящий бесцеремонный прессинг. Они, видимо, считают, что южные осетины - это скот, который все стерпит. Я считаю, что в ответ осетины должны бойкотировать выборы, раз с ними так обращаются, таким образом поставить Кремль на место и объяснить ему, что в Осетии живут люди, у которых есть честь и достоинство».

Руководитель югоосетинского медиа-центра «ИР» Ирина Гаглоева говорит, что люди не дураки, они все понимают, кто и зачем повлиял на это решение ЦИКа. Снятие кандидата от оппозиции Зассеева произвело гнетущее впечатление в обществе, но люди все равно не станут бойкотировать выборы, потому что понимают: деваться им некуда. Россия единственный гарант безопасности и государственности Южной Осетии, но эти выборы, уверена Ирина Гаглоева, станут своеобразным уроком для всех:

«По крайней мере, я уверена, что у нас появятся общественные структуры, которые смогут себя защитить. Пока их не было, все спокойно смотрели на "карманные" партии, никому не нужные, и никто особенно не придавал этому значения. А сейчас заговорили, что нужны серьезные общественно-политические силы, которые могли бы выражать общественное мнение и защищать его. Все это, конечно, придет со временем, а сейчас мы просто загнаны в угол и связаны по рукам и ногам. Естественно, в такой ситуации предпринимать какие-то действия очень сложно. Надо адаптироваться и в таких условиях защищать свою государственность, которую у нас всячески пытаются отобрать. Я думаю, что люди, которые двадцать лет упорно шли к этой цели, найдут выход из этой ситуации. Я в это верю».
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG