Accessibility links

Роланд Келехсаев: "Все молчат, и никому дела нет"


Бывшие заключенные цхинвальской тюрьмы считают побег заключенных предприятием бесперспективным (в маленькой республике просто негде укрыться), но им понятно отчаяние людей, решившихся на побег
Бывшие заключенные цхинвальской тюрьмы считают побег заключенных предприятием бесперспективным (в маленькой республике просто негде укрыться), но им понятно отчаяние людей, решившихся на побег
ЦХИНВАЛИ---В минувшую субботу из цхинвальской тюрьмы сбежали пятеро заключенных. Двое участников массового побега уже сдались властям. Бывшие заключенные цхинвальской тюрьмы считают побег заключенных предприятием бесперспективным (в маленькой республике просто негде укрыться), но им понятно отчаяние людей, решившихся на побег.

Правозащитник Фатима Маргиева, в прошлом узница цхинвальской тюрьмы, узнав о массовом побеге, пожелала всем беглецам удачи и не сдаваться властям до тех пор, пока на территории республики не установится закон и не станет нормой человечное отношение к заключенным. По ее мнению, есть две причины, из-за которых бежать просто необходимо: это произвол во время предварительного следствия и произвол в тюрьме.

Маргиева знает одного из беглецов – осужденного за разбой по фамилии Мамиев, которого, по мнению правозащитницы, осудили без доказательства вины. Потерпевший по делу не опознал в Мамиеве грабителя, но его все равно посадили на 7 лет. Отсидев половину срока, он бежал. Странный поступок - бежать, когда до «звонка» осталось не так много. Да и куда бежать в Южной Осетии? Еще более странной выглядит история заключенного по фамилии Тваури: отсидев десять из одиннадцати лет заключения, он повесился в камере. Маргиева говорит, что эти истории выглядят странными только для тех, кто не сидел в местной тюрьме. От такой жизни, считает она, кто угодно полезет в петлю:

«В тюрьме очень плохое питание, кормят один раз сутки какой-то баландой, не выдают моющих средств и т.п., т.е. все тебе должны приносить из дому. Не оказывают медицинскую помощь – на все случаи медсестра выдаст тебе анальгин и аспирин. В тюрьме находятся туберкулезные больные и больные другими заразными болезнями, но их держат в одной камере со здоровыми ребятами и никакого лечения им не оказывают».

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:41 0:00
Скачать


Тюрьма располагается в здании бывшего медвытрезвителя, не приспособленного для длительного содержания заключенных. Все сидят скопом: и убийцы, и мелкие хулиганы.

«В камерах маленькие оконца, - говорит Фатима Маргиева. - Солнечный свет в камеры почти не проникает. Единственный источник света – электрическая лампа. Это очень влияет на эмоциональное состояние заключенных – у многих были депрессии, было несколько случаев суицида и смертей по непонятным причинам».

Правда, бывают и праздники: возможность вкусно покушать и подышать волей, от которых мало кто откажется.

«Бывало, что арестантов забирали, если кому-то из сотрудников тюрьмы или еще кому-то надо было сделать ремонт в доме или еще что-то, - говорит Фатима Маргиева, - а они и рады были, лишь бы воздухом подышать».

Я не помню, чтобы в республике проходили акции протеста или пикеты против бесчеловечного содержания людей в тюрьме, или чтобы в парламенте или общественной палате кто-нибудь заикнулся об этом.

Неужели все настолько очерствели, что им просто наплевать на несчастных заключенных? Этот вопрос я адресовал югоосетинскому политику Роланду Келехсаеву.

«Все молчат, и никому дела нет, – говорит Роланд Келехсаев. - Просто довели людей до такого состояния – они все эти годы жили в страхе, и сегодня боятся говорить о своих правах. Если так будет продолжаться, то государственность Южной Осетии не состоится. Нам нужно срочно реформировать органы государственной власти, создавать гражданское общество. Многие наши люди, кроме Южной Осетии, ничего не видели, они не видели, как живут другие страны, другие народы. Нужно отправлять свою молодежь за пределы республики, чтобы они развивались, понимали, что существуют еще и свободные люди, и нам нужно создавать общество свободных людей, но не рабов».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG