Accessibility links

Война и люди


ПРАГА---А теперь наша постоянная рубрика «Некруглый стол». Поводом для обсуждения стала презентация новой книги «Другое лицо войны», прошедшая в среду в Гори. Над книгой работали грузинские и осетинские журналисты. Она стала первым совместным изданием после августовской войны 2008 года. Книга «Другое лицо войны» напечатана на грузинском, русском и осетинском языках. Моими собеседниками стали руководитель коалиции «За права беженцев» Зураб Бендианишвили и сотрудник общественной организации «Союз экс-комбатантов РЮО» Тимур Цхурбаты.

Олег Кусов:
Свой первый вопрос я бы хотел задать Зурабу. Как вы считаете, насколько такие книги могут сегодня сблизить людей? Я имею в виду не политиков, с политиками, по-моему, все ясно… Или вы все-таки считает, что надо начинать с политиков?

Зураб Бендианишвили: Нет, я все-таки считаю, что надо начинать с людей, чтобы у политиков от людей, от общества был запрос на те или иные действия. И поэтому, пока мы не достигнем определенных изменений в обществе, и настрой общества не будет направлен в ту сторону, что главное - это мир, главное - это развитие отношений, а не нарастание эскалации, до тех пор политики будут получать тот заказ, который сегодня есть, и напряженность будет нарастать. Нужны ли такие книги? Возьмем заголовок – «Другое лицо войны». Мы все смотрим на одно лицо войны, смотрим глазами политиков, смотрим глазами пропаганды, те же пропагандистские фильмы, те же телепередачи, интервью, заявления властей. В то же время, действительно, у войны есть другое, человеческое лицо – это человеческие трагедии. И еще то, что, несмотря на эти трагедии, люди не теряют свое лицо и стараются делать добро. Конечно, эту искру в каждом человеке надо развивать и поддерживать. В каждом человеке есть добродетель, и надо, чтобы каждый чувствовал, что в этой добродетели есть смысл и есть в ней потребность в обществе.

Война и люди
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:19 0:00
Скачать


Олег Кусов: Вы сказали о заказе, который политики получают от общества. Я хочу спросить Тимура Цхурбаты, какой сегодня заказ югоосетинские политики получают от общества?

Тимур Цхурбаты: Я позволю себе в каких-то моментах не согласиться с Зурабом. Смотрите: политики любое действие и заказ общества используют по своему усмотрению, и с этой книгой будет, я думаю, то же самое. Книга, тем не менее, нужная. Но что касается политики. У югоосетинских политиков от общества одна востребованность: общество ждет от них, чтобы они урегулировали отношения с Грузией, так как это наш второй сосед; у нас всего два соседа – Россия и Грузия. Но наши осетинские политики, я думаю, делают большую ошибку, повторяя одну вещь: они говорят о том, что только после признания могут развиваться отношения с Грузией. Признание – дело непростое, и за это бороться не надо. Я думаю, надо наполнять республику Южная Осетия содержанием. Еще о политике с грузинской стороны. Грузинские политики тоже используют эту книгу по-своему. Я думаю, эта книга будет использоваться так: грузинские политики будут преподносить Европе, международному сообществу ситуацию в таком ключе, что между осетинами и грузинами нет противоречий, что надо вернуться к старому, что осетины ничего не хотят, что это требования России. На самом деле осетины, в том числе и я, за развитие добрососедских отношений с Грузией, но, тем не менее, я считаю, что Грузия должна пожелать нам того же, чего они хотят для самих себя, иначе мы никогда не договоримся. А то, что между осетинами и грузинами в реалиях искусственные противоречия, это действительно так. Стоит отнестись друг к другу на равных, и отношения сами собой наладятся. Никто никого не заставляет дружить. Я думаю, что грузинское общество не смотрит на новые реалии, и еще не готово к равноправию. А книга хороша тем, что в ней отмечено, что даже в условиях войны (хуже ничего не может быть) люди сохраняют лицо. Это очень важно. Среди них есть и грузины, и осетины.

Олег Кусов: Зураб, как вы считает, сохраняются противоречия между простыми осетинами и грузинами сегодня?

Зураб Бендианишвили: Естественно, такие противоречия есть, и слова Тимура тому доказательство. Грузины по-другому воспринимают происходящие процессы, осетины – по-другому. Позиция грузин сводится, если очень примитивно сказать, к тому, чтобы помириться с осетинами, вернуть их, и вместе с тем вернуть территории. Позиция же осетин сводится к тому, что, да, надо обязательно наладить отношения с грузинской стороной, с грузинским обществом, они не виноваты ни в войне, ни в чем, но они так же должны признавать нас как равноправных, как республику, как территорию, у которой есть свое правительство, свое правление и свои интересы, так сказать, в политическом пространстве Южного Кавказа.

Олег Кусов: Зураб, вы считаете, что отношения между простыми людьми тоже должны иметь политические предусловия?

Зураб Бендианишвили: Я считаю, что, когда речь идет о гражданском обществе, об обычных людях, там вообще не должно быть деления на грузинскую или осетинскую стороны. Потому что каждый человек – это индивидуальность, и по-своему уникален, и человек должен быть счастлив и жить нормально, на него не должны воздействовать все эти политические, геополитические, географические и другие факторы. Но такова реальность, и так сложилась судьба, что в процессе последних двадцати лет нас разделили и в политическом, и этническом, и в других планах. Я думаю, что наша задача, задача гражданского общества, избавляться от этих негативных факторов. И влиять на политиков, чтобы они тоже шли к этому шаг за шагом.

Олег Кусов: Тимур, вы сейчас возвращаетесь домой в Южную Осетию. Вы не ожидаете претензий со стороны ваших соотечественников в том, что причастны к книге «Другое лицо войны», которая издана в Грузии?

Тимур Цхурбаты: (Смеется) В принципе, немножко есть, но, надеюсь, этого не будет. Но если бы я чего-то опасался, я бы всего этого не делал. Когда двадцать лет назад мы пошли на войну, я не что-то слышал от своих соотечественников слов осуждения. Все тогда говорили: правильно, молодцы, что вы пошли вперед. Теперь я говорю так: раз вы мне тогда доверяли и считали меня, ну, может, это высокопарно звучит, героем, будьте добры, слушайте и сейчас. Все войны рано или поздно кончаются, и надо налаживать отношения. Не надо бороться за признание, надо наполнять республику содержанием. Поэтому, я считаю, что никто не вправе указывать мне в данный момент, как поступать. Надо смотреть в будущее. Я пока не вижу, чтобы кто-то из наших политиков смотрел в будущее. Они бубнят одно и то же, и никаких новых идей от них не слышно. Мы берем на себя инициативу. Если она неправильна, докажите нам нашу неправоту. Но наши политики этого не делают. Они берут полуграмотных людей и натравливают их на нас. Я надеюсь, ничего такого не будет, потому что новый президент, слава богу, следует осетинским традициям, которые подразумевают диалог и демократию. Если он это воплотит в жизнь, то, я думаю, все будет нормально.

Олег Кусов: Зураб, если вас Тимур пригласит к себе домой в Южную Осетию, вы поедете?

Зураб Бендианишвили: Я бы добавил, что и ко мне домой тоже. Если будут гарантии безопасности, конечно, я, не задумываясь, поеду, и по очень многим причинам. Потому что там друзья, там мое детство, там могила моей матери. С удовольствием поеду. Пускай политики создают для этого условия и с одной, и с другой стороны.

XS
SM
MD
LG