Accessibility links

Предсмертная записка и другие тайны


В центре внимания абхазского общества продолжает оставаться расследование покушения на президента Александра Анкваб
В центре внимания абхазского общества продолжает оставаться расследование покушения на президента Александра Анкваб
СУХУМИ---В центре внимания абхазского общества продолжает оставаться расследование покушения на президента Александра Анкваб. Скудная официальная информация Генеральной прокуратуры республики и обилие слухов не позволяют людям составить достаточно ясную картину расследования. Ситуацию еще больше запутывают появившиеся в последние дни в интернете и в местных СМИ заявления конкретных лиц, недовольных следствием.

Какие бы сообщения о событиях в Абхазии ни появлялись в последние недели на новостных лентах, в центре внимания абхазского общества продолжает оставаться расследование покушения на жизнь президента РА. И продолжает держать общество в напряжении. Всем бы, конечно, хотелось, чтоб побыстрее это все закончилось и прояснилось… А пока картина происходящего напоминает наблюдателю утро в горном ущелье: маленькие островки каменистого грунта – официальной информации Генпрокуратуры – и ползущие языки белого тумана – слухов, перешептываний, домыслов. В самые последние дни к этому присоединялось и такое явление, как опубликованные в Интернете и прессе заявления конкретных лиц, недовольных следствием.

Предсмертная записка и другие тайны
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:03 0:00
Скачать


24 апреля блогосферу взорвала публикация в социальных сетях, перекочевавшая потом на ряд сайтов, предсмертной записки бывшего министра внутренних дел РА, генерал-майора милиции Алмасбея Кчача, который, по официальной версии, застрелился 17 апреля у себя дома, когда увидел, что силовики пришли его задерживать. Тут же на сайте «Абхазия. org» началось бурное обсуждение записки. Прежде всего, естественно, возник вопрос о ее подлинности. В интернете была выложена картинка нескольких строчек, написанных, похоже, на салфетке, в спешке и с грамматическими ошибками и описками. Один из форумчан так изложил ее содержание в компьютерном наборе после того, как для сравнения привел тексты предсмертных записок Пуго и Ахромеева, покончивших с собой после подавления путча в августе 1991-го:

«Мои дорогие! Я ухожу от Вас, потому что этот "Дявол" предатель не дал мне покоя Я неучаствовал в покушениях и никого не направлял его убить. Но думаю А.Бутба направил не опытных поцанов на это дело. Анкваб А.И (поверх И написано З) меня неновидит, потому что он предатель и сегодня он похоронит нашу родину. Кто может станте против него сегодня завтра будет поздно Лучше я умну генералом чем предателем как Анкваб АИ.
Прощаите подпись Кчач АИ.»

На форуме тут же заспорили: четвертая фраза в записке начинается, мол, не со слов «Но думаю», а со слов «Не думаю», что кардинально меняет смысл сказанного. В оригинале действительно очень трудно разобрать, что за буква написана. Не буду приводить всех комментариев участников обсуждения, скажу только, что они препарировали каждое слово и все оттенки смысла записки и делали это весьма логично.

После этого я стал ждать, но так и не дождался официальных комментариев Генпрокуратуры: подлинная ли это записка (для почерковедческой экспертизы тут не было бы проблем), каковы обстоятельства ее обнаружения и т. д. Хотя предвижу аргументы правоохранителей: а почему мы должны реагировать на все, появляющееся в интернете? Действительно, формально не должны.

Больших сомнений в подлинности записки у меня, впрочем, нет. О существовании таковой упоминается в номере «Нужной газеты», вышедшем как раз накануне появления ее текста в интернете. Один знакомый сообщил мне, что когда он был на похоронах А. Кчача, кто-то из присутствовавших пересказывал ему ее содержание, и оно в общих чертах совпало с прочитанным мной в интернете. Поскольку обращаться с официальным запросом к правоохранителям с тех пор, как МВД в феврале отказалось отвечать на, казалось бы, элементарный вопрос газетной редакции, были ли ранее судимы некоторые кандидаты в парламентарии, представляется мне наивным, решил воспользоваться своими каналами. Так вот, если верить полученной неофициальной информации, записка эта не была обнаружена во время обыска, позже ее нашли родственники в кармане куртки одного из членов семьи покойного.

Ни одна абхазская газета содержание записки пока не комментировала; одной из причин можно назвать то, что большинство наших еженедельников выпуски номеров на этой неделе из-за майских праздников и выходных в типографиях пропустили. Мне попался на глаза только комментарий Марины Перевозкиной в статье «Тайны следствия» в «Московском комсомольце».

В вышедшем вчера абхазском еженедельнике «Новый День» опубликовано «Обращение к народу Абхазии» семьи А. И. Кчача, текст которой я накануне уже успел прочесть в интернете. О записке там нет ни слова. Начинается это обращение словами: «Мы, ближайшие родственники Алмасбея Кчача, обращаемся к Вам по поводу трагической гибели дорогого нам человека. С 17 апреля по настоящее время мы не можем осмыслить происшедшее и постепенно приходим к сомнению - был ли вообще суицид?» Далее приводятся доводы в пользу непричастности Кчача к покушению. И среди них такой: «Мы не можем скрыть тот факт от общественности, что Алмасбей Иванович за несколько дней до гибели обратился в Аныха (святилище) к хранителю Чичба З. для проведения клятвенного обряда вместе со своей семьей по непричастности к покушениям на президента Анкваб А.З. В виду того, что был период Великого поста, обряд был перенесен в послепасхальный период. К сожалению, по известным причинам ему не суждено было участвовать в данном обряде, который мог расставить все точки над "i"».

В обращении также говорится: «В течение десяти дней следственные органы не собирались возбуждать уголовное дело по факту гибели Кчач А. И., чтобы подтвердить или опровергнуть суицид. 27.04.2012 г. мы были вынуждены обратиться в Генеральную прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела, хотя сотрудник Гогия Д. Г. пояснил, что после прокурорской проверки могут отказать в возбуждении дела, с чем мы категорически не согласны. Кроме всего, у нас нет никакого доверия к правоохранительным органам, которые при первоначальных следственных действиях уже грубо нарушили процессуальные нормы: осмотр места происшествия, трупа и изъятие предметов совершались без присутствия хозяйки квартиры и без свидетелей. При этом супруга потерпевшего – Жанава С.А. требовала впустить ее в квартиру, т.к. сотрудники заперли входную дверь и никого не впускали в течение часа».

Почти одновременно в интернете было выложено письмо генпрокурору РА Сафарбею Миканба шестерых сотрудников (замдиректора, четыре охранника и водитель) расположенного в Пицунде дома отдыха «Кудры» следующего содержания: «26 апреля 2012 года мы услышали официальное сообщение по Абхазскому телевидению о том, что на территории Д/О «Кудры» были обнаружены и изъяты из тайника земляного грунта снайперская винтовка, пулемет Калашникова, из которых, якобы, со слов подозреваемых Хутаба А. и Хашиг Р. готовилось покушение на президента РА Анкваб А.З. Мы официально и со всей ответственностью заявляем, что на территории Д/О «Кудры» вышеперечисленное оружие не обнаруживалось и не изымалось, а если это имело место, то об этом никому из нас не известно, на обозрение нам оружие не выставлялось. И по этому факту ни один сотрудник допрошен не был».

Вчера вечером на сайте ГИА «Апсныпресс» появилось сообщение пресс-службы Генпрокуратуры РА. В нем говорится, что распространенное в СМИ заявление сотрудников дома отдыха «Кудры» органы следствия расценивают как исключительно провокационное, специально направленное на дезинформацию общественности. Проверка показаний арестованного и изъятие вышеуказанных предметов произведены в полном соответствии с нормами процессуального законодательства, которые не требуют от органа расследования предварительного уведомления кого-либо о намерении произвести следственные действия по сбору доказательств обвинения. Генеральная прокуратура сообщает также, что данное заявление сотрудников дома отдыха «Кудры» будет приобщено к материалам расследуемого преступления.

Что тут сказать? Действительно, между «вышеперечисленное оружие не обнаруживалось» и «об этом никому из нас не известно» – как говорится, дистанция огромного размера. С другой стороны, можно упрекнуть органы следствия в том, что они не предусмотрели возникновения подобной реакции. По неофициальной, опять же, информации, тайник с оружием располагался где-то в стороне, на окраине территории дома отдыха. А почему было бы не пригласить в качестве понятых кого-то из сотрудников здравницы, или, по крайней мере, не проинформировать их постфактум?

Сегодня Апсныпресс распространил еще одно сообщение: «В результате оперативных мероприятий, проведенных Службой государственной безопасности и Министерством внутренних дел Республики Абхазия, 28 апреля 2012 г. задержан Эдлар Читанава, объявленный в международный розыск по уголовному делу по факту посягательства на жизнь президента Абхазии Александра Анкваба…» Почему информация появилась только на шестой день после события? Не знаю. А может не стоить ломать голову и предположить: просто потому, что была вереница выходных?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG