Accessibility links

Прорыв на женском направлении


В общем-то, не Бог весть какое событие в информационном потоке, учитывая скромную, «пригородную» роль в Абхазии Сухумского района, а также отсутствие политической борьбы вокруг смены его руководителя
В общем-то, не Бог весть какое событие в информационном потоке, учитывая скромную, «пригородную» роль в Абхазии Сухумского района, а также отсутствие политической борьбы вокруг смены его руководителя
СУХУМИ—Вчера распоряжением президента республики Абхазия Александра Анкваба главой администрации Сухумского района была назначена Жужуна Бигвава. Впервые женщина занимает этот пост, традиционно считающийся в Абхазии мужским.

Вчера указом президента Александра Анкваба Владимир Авидзба был освобожден от должности главы администрации Сухумского района в связи с достижением пенсионного возраста. Другим его указом в тот же день Авидзба награжден орденом «Ахьдз-Апша» третьей степени за многолетнюю и добросовестную работу в государственных органах. А третьим указом новым главой администрации Сухумского района назначена Жужуна Чаговна Бигвава, 1953 года рождения, до этого работавшая заведующей отделом образования Сухумского района.

Прорыв на женском направлении
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:22 0:00
Скачать


В общем-то, не Бог весть какое событие в информационном потоке, учитывая скромную, «пригородную» роль в Абхазии Сухумского района, а также отсутствие политической борьбы вокруг смены его руководителя. Но в чем-то это событие экстраординарное. Примечательно, что на сайте «Абхазия авто», где в последнее время оживленно обсуждают почти каждую новость, первый прозвучавший отклик был таким: «Кажется, Жужуна Бигвава – первая женщина в послевоенной Абхазии, которая стала главой администрации района. В чисто мужской компании глав администраций произошли изменения». А я бы добавил сюда: почему только «послевоенной»? Пытаюсь вспомнить женщину – руководителя района или города в Абхазии в 70-80 годы прошлого века, т. е. первого секретаря рай(гор)кома партии, – и не могу. Нет, кажется, была одна, недолгое время возглавлявшая Гальский район… Хотя присутствие женщин в руководящих структурах тогда строго регламентировалось советско-номенклатурными предписаниями. Доходило до курьезов. Вспоминается один такой, связанный, кстати, с Сухумским районом. Согласно упомянутым предписаниям, понадобилась русская женщина на место третьего секретаря Сухумского горкома партии; первый секретарь горкома Галактион Начкебия всю ночь перед съездом искал подходящую в списках парторганизаций и, наконец, воскликнул «Эврика!». Раньше эта миловидная женщина работала машинисткой в одной из малочисленных (человек пять-шесть коммунистов) первичных парторганизаций Сухумского района, и ее решили избрать там секретарем «первички» исключительно, говорят, из тех соображений, что ей будет «с руки» оформлять протоколы партсобраний. Потом «двинули» дальше, и в итоге она стала третьим человеком в столичной парторганизации… По моим впечатлениям, впрочем, не самым худшим партработником, хотя в реальных делах, наверное, все же ничего не решавшим…

Что касается Жужуны Чаговны, которая родилась и выросла в самом крупном селе Сухумского района – Нижней Эшере, то я знал ее раньше описанного случая, ибо во второй половине 70-х годов освещал в газете жизнь комсомольских организаций республики и часто общался с комсомольскими работниками. Жужуна, немало лет проработавшая в Сухумском райкоме, осталась в памяти черноволосой, скромной и трудолюбивой девушкой. И хотя она была односельчанкой первого президента Абхазии Владислава Ардзинба, думаю, что, как говорится, «по работе» ее лучше знает третий президент. Ведь с Александром Анквабом они из одного поколения, или, как еще говорят, плеяды комсомольских работников республики. Правда, если сравнивать ее со многими другими бывшими комсомольскими вожаками, давно и хорошо известными республиканской общественности, Жужуна Чаговна всю жизни держалась в тени и была госчиновницей районного масштаба. Для меня стало довольно неожиданным появление ее в начале нынешнего года на телеэкране в качестве участницы теледебатов кандидатов в парламентарии. Но выборы в Эшерском округе №19 округе она проиграла единственному сопернику Герою Абхазии Фазлыбею Авидзба. И вот – неожиданный поворот в ее карьере, в результате которого она оказалась на весьма серьезной и ответственной, что называется – самостоятельной работе, куда стремятся попасть многие, рассматривающие депутатское кресло лишь как трамплин.

Предшественник Жужуны Чаговны на посту главы района и ее односельчанин Владимир Шакирович Авидзба уже действительно немолод, в июле ему исполнится 67, так что реально пенсионного возраста он достиг уже почти семь лет назад. Шесть лет он возглавлял район, а до этого одиннадцать – ГАИ МВД. Один из комментаторов на сайте «Абхазия авто» язвительно заметил, что хотя в указе о его освобождении фигурирует «пенсионный возраст», Жужуна Бигвава тоже уже находится в этом возрасте, ибо для женщин он в Абхазии наступает, как и в советские времена, как и в современной России, с 55 лет.

На постсоветском пространстве нередко можно бывает встретить нетерпеливые рассуждения, особенно среди молодежи, что дела пойдут на лад, когда комсомольско-партийные кадры сойдут, наконец, с общественно-политической арены. Я не придерживаюсь столь категорической и, на мой взгляд, механистической точки зрения: разве не бывает и так, что бывший комсомольский работник мыслит куда более прогрессивно, чем не имевший к комсомольско-партийной работе никакого отношения? Так или иначе, но в Абхазии бывшие «комсомольцы», наоборот, порой продолжают выдвигаться на ответственные посты. Последним таким назначением был приход пару лет назад Зураба Адлейба в кресло председателя Госкомитета по репатриации.

Что ж, посмотрим, как Жужуна Чаговна справится с порученным ей делом. Конечно, и в современной Абхазии о представительстве женщин в руководящих кадрах старались думать. Когда в 2005-м несколько женщин было назначено министрами, в СМИ появилась даже публикация с восторженным названием «Правительство женских глаз». Но глава района – это, пожалуй, поответственней будет. Ведь он (она) отвечает за все на подведомственной территории.

Сегодня я зашел в Администрацию Сухумского района (благо, живу в паре кварталов от ее здания) и поздравил Жужуну, которая сидела в кабинете главы, на котором еще не успели сменить табличку. Нашу недолгую беседу то и дело прерывали звонки с поздравлениями, которых со вчерашнего вечера она насчитала уже около полусотни. Много звонков было из Минобразования, ведь с этой сферой была связана большая часть ее трудовой биографии. В 1970-м, сразу после окончания эшерской средней школы начала работать там же старшей пионервожатой, после окончания педфака Сухумского пединститута преподавала там же в начальных классах. Потом работала третьим, вторым секретарем райкома комсомола, инструктором райкома партии. После войны работала зав. РОНО. С 2009 года – председатель районного отделения партии «Единая Абхазия». С февраля 2011 года – депутат Сухумского районного Собрания. Одними из первоочередных своих задач на новом посту она считает строительство детсада в Нижней Эшере, водопровода в селе Яштхуа…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG