Accessibility links

Предложению не верить


История с паспортами для жителей Южной Осетии не новость
История с паспортами для жителей Южной Осетии не новость
ЦХИНВАЛИ---Власти Грузии продолжают настойчиво предлагать жителям Южной Осетии и Абхазии так называемые нейтральные паспорта. Несмотря на предупреждения экспертов, в том числе и грузинских, о том, что этот проект является провальным, он нашел неожиданно много сторонников среди журналистов и высокопоставленных западных чиновников.

История с паспортами для жителей Южной Осетии не новость. После неудавшейся попытки вооруженной агрессии грузинские власти решили сменить «кнут на пряник». Для возвращения «мятежных» территорий была разработана специальная стратегия по восстановлению территориальной целостности Грузии. С тех пор над темами собирания земель и «деоккупации» в Грузии работали не покладая рук. Идея нейтральных паспортов была также сформулирована довольно давно, однако в этом направлении грузинские власти продвигались не столь настойчиво, как в остальных. Однако наступил момент для реализации и этого проекта, поскольку он получил поддержку со стороны госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая заявила, что США признают дорожные документы грузинского правительства, то есть нейтральные паспорта, предназначенные для свободного передвижения жителей Абхазии и Южной Осетии за рубежом. По ее словам, американские власти все время «думают, как протянуть руку людям, проживающим в Абхазии и югоосетинском регионе».

Предложению не верить
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:38 0:00
Скачать


В югоосетинском обществе понимают, что время выгодных предложений выбрано неслучайно: во-первых, весна-лето – это время окончания средних учебных заведений и повод для выпускников и их родителей задуматься о перспективах дальнейшего обучения. Видимо, разработчики стратегии полагают, что возможность обучения в США должна прельстить немалое число абитуриентов. Во-вторых, Клинтон указала, что не спадающая волна социально-политического кризиса в Южной Осетии должна привлечь к «путешествиям и обучению» за рубежом другую часть населения.

Политолог Дина Алборова не может, как она выразилась, понять смысла аргументов как авторов грузинской стратегии, так и госсекретаря США:

«Зачем нам нейтральные паспорта? У нас есть два гражданства - Южной Осетии и Российской Федерации. Если кому-то нужно уехать за рубеж, он может воспользоваться своим российским гражданством. Я не вижу смысла. Сегодня, допустим, я отказываюсь от всех своих гражданств ради какого-то непонятного нейтрального паспорта. Что такое нейтральный паспорт, какое у меня гражданство, нейтральное?! И что потом? Сегодня правительство Грузии ратует за эти нейтральные паспорта, а лет через пять они скажут: ну все, товарищи, переходный период завершен, и вы как наши граждане - а мы считаем вас нашими гражданами – принимайте, пожалуйста, грузинское гражданство, грузинские паспорта».

Наличие второго, российского гражданства действительно дает населению большие возможности и для выезда за границу, и для получения квалифицированной медицинской помощи в России. Ежегодно в лучшие российские вузы выезжают до 200 выпускников югоосетинских школ. И с российскими дипломами куда легче найти работу, чем с дипломами неведомых американских, а тем более грузинских вузов. В начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза жители Южной Осетии стали лицами без гражданства, международные организации даже говорить не желали на тему нейтральных паспортов для них, (тогда они назывались еще ооновскими или нансеновскими). Хотя позже подобные удостоверения личности были выданы жителям Косово.

Но есть у этой истории и другой аспект. Общественный деятель и журналист Тимур Цховребов полагает, что предлагаемыми льготами вполне могут воспользоваться граждане Южной Осетии, проживающие в Осетии Северной. Не секрет, что на руках в соседней республике находится около 17 тысяч югоосетинских паспортов. В основном эти люди давно уже адаптировались к жизни в новых условиях и о возвращении в Южную Осетию даже не помышляют. Попытка извлечь выгоду может, по мнению Цховребова, подвигнуть их на получение нейтральных документов:

«Кого считать населением Южной Осетии? Если считать тех беженцев, которые ушли отсюда, то, я думаю, они будут брать эти паспорта из корыстных интересов, чтобы учиться и т.п. Но чтобы кто-то, кто проживает на территории Южной Осетии?! Ну, я считаю, что этот поезд давно ушел. Сейчас для Южной Осетии это совсем неактуально, это населению не нужно. Не захотят люди брать их».

Другой эксперт, не пожелавший назваться, сказал, что до тех пор, пока югоосетинская экономика и политика не войдут в нормальное русло, грузинские стратеги так и будут забрасывать Южную Осетию новыми «выгодными» предложениями. И в этом, несомненно, есть и вина жителей самой республики.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG