Accessibility links

Страсти вокруг стелы


СУХУМИ—В абхазской блогосфере разворачивается очередной скандал. Возмущение блоггеров вызвала новость о сносе стелы с надписью «Абхазия», которая стояла ранее на границе по реке Псоу.

В абхазском обществе новый переполох – правда, небольшой. На абхазской стороне границы по Псоу снесена стела, которая оповещала, что здесь начинается территория Абхазии. Эта тема тут же стала бурно обсуждаться в социальных сетях. «Прочь иллюзии насчет построения независимого абхазского государства, – воскликнул один из интернет-пользователей. – Им главное – распил роспомощи». «Да, на что нам столб, герб, гимн и все остальное?» – горестно заметил другой.
И было бы, конечно, удивительно, если б грузинские СМИ, из тех, что вечно «пасутся» на абхазских сайтах, ибо это их хлеб насущный, не откликнулись злорадными комментариями. Мне запомнился странноватый, но с претензией заголовок заметки: «Русско-абхазский экстаз». В ней, естественно, были процитированы уже приведенные мнения, а о прозвучавших в противовес не сказано ничего.

Между тем первое, о чем я подумал, узнав эту новость: никто, разумеется, в данном случае на независимость Абхазии не покушается. Конечно, это не значит, что в огромной России не найдется «умников», для которых независимость нашей республики представляется недоразумением, но уж с такого демонстративного шага они точно не стали бы начинать. Другое дело, что госстуктуры республики явно не озаботились тем, что называется связью с общественностью: ведь наверняка снесенная стела будет заменена какой-то другой.

Страсти вокруг стелы
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:37 0:00
Скачать


Вспомнилась также публикация несколько лет назад в газете «Эхо Абхазии», где поэт Игорь Хварцкия делился своими мыслями об этой стеле и о нынешнем ее состоянии. Когда-то, в советские времена, сразу после ее установки вокруг нее уже кипели страсти. Стела была устремлена вверх метров на пятнадцать, а у подножия ее расходились кругами «волны» из каменных плит. Впечатляющее сооружение. Но абхазов возмутило то, что на стеле была надпись «Грузинская ССР», без какого-либо упоминания про Абхазию – обычное явление того времени. Понадобились народные сходы, страстные выступления ораторов, обращения в совпарторганы, чтобы на стеле появилась и надпись «Абхазская АССР». А сколько радости и гордости было, когда в начале 90-х прежние надписи были заменены на «Республика Абхазия» и герб РА! Почему же сейчас на это сооружение никто не обращает внимания, сетовал Игорь Хварцкия. Само она обветшало, вокруг антисанитария – брошенные гниющие мандарины, бродячий скот…

Безусловно, сыграло роль и то, что автомобильный и пешеходный потоки через границу со временем сместились, и стела оказалась как-то в стороне от них.
Так вот, участвуя в нынешнем интернет-обсуждении, один из абхазских пользователей сообщил, что приблизительно полгода назад было совещание у президента, где подробно обсуждалось, как будет обустраиваться граница, и говорили про новую стелу, кажется, в новом месте. Другой добавил, что на месте, где стояла старая, будет обустроена автостоянка. В скором времени на нашей стороне открывается новый таможенный терминал, и чтобы не было заторов, принято решение, что на этой круглой площадке будут стоять автобусы и микроавтобусы. Очень для всех будет удобно. А стелу, конечно же, поставят в другом месте. «И никакой эстетики в той, которую снесли, не было. Да и стояла она несуразно, не по центру. Когда обустроят этот участок, уверен: всем понравится», – заключил он.

Абхазский блоггер Роин Агрба, с подачи которого в «Фейсбуке» возникло это обсуждение, рассказал мне сегодня, что ему сообщили о сносе старой стелы таксисты, стоявшие неподалеку в момент, когда работы по сносу проводились. И на них, конечно, эта картина – накреняющееся сооружение с абхазским гербом, тарахтящий экскаватор и т.д. – произвели самое неблагоприятное впечатление. А потом, когда в «Фейсбуке» завязалась дискуссия, добавил Роин, ему пришлось «задраться» с ввязавшимися в нее грузинскими интернет-пользователями.
Кому-то эта история покажется бурей в стакане воды. Но несколько выводов из нее в любом случае будут полезными. Во-первых, очевидно, что в абхазском обществе даже намек на покушение на государственную независимость страны воспринимается сегодня крайне болезненно. Во-вторых, это лишнее напоминание властям о необходимости предельно внимательного отношения к столь чувствительным темам. Разве трудно было накануне сноса организовать выступление по ТВ лиц, причастных к нему, объяснить все, показать, может быть, макет будущей стелы? Или сперва поставить новую, а потом уже сносить старую? Кстати, некоторым участникам обсуждения нравится старое сооружение, которое, считают они, нужно просто отреставрировать.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG