Accessibility links

Сук, на котором сидим


Как внушить каждому, кто сталкивается с курортниками, что курортная сфера – это тот сук, на котором мы все сидим, и величайшая глупость его рубить?
Как внушить каждому, кто сталкивается с курортниками, что курортная сфера – это тот сук, на котором мы все сидим, и величайшая глупость его рубить?
СУХУМИ--Из памяти моей не идет картинка, когда пару лет назад на встрече со студентами Абхазского госуниверситета один приехавший из Москвы, что называется, «левый пассажир» абхазо-российского диалога заливался соловьем, рассуждая о будущем Абхазии, и в какой-то момент вопросил у аудитории: «А какие отрасли вы считаете наиболее перспективными для развития вашей страны?» И, выслушав ответы: курортная сфера, субтропическое сельское хозяйство и др., – мечтательно выдохнул: «А я вижу Абхазию черноморской Силиконовой долиной!» Я в душе усмехнулся: чего тут больше – наивной неосведомленности о неутешительном уровне образования у нас, или циничной установки на то, что надо просто говорить максимально более приятное для слуха аудитории? Скорее второе – судя по тому, что потом знающие люди охарактеризовали мне его как весьма нечистоплотную личность. Кстати, от «абхазской темы» он давно уже отошел и окучивает, наверное, сейчас совсем другие «проекты».

Так вот, если не витать в облаках, если мыслить реалистично, то, конечно же, курорты и туризм были, есть и будут в обозримом будущем крупнейшей статьей дохода республики. Разумеется, вполне перспективны и цитрусоводство, и виноградарство вкупе с виноделием… Но просто грехом было бы не использовать удивительные природно-климатические особенности, рекреационные достоинства нашего края. Между тем летняя «заполняемость» курортниками и туристами составляет сейчас в Абхазии примерно 4-5-ю часть того, что было в советские десятилетия. Зимний же туризм у нас и вовсе – почти непаханая целина.
Как ни грустно, но первые три курортных сезона после признания Россией независимости Абхазии вовсе не ознаменовались, как ожидалось, бумом, а наоборот, были неудачными. И вот нынче начало летнего курортного сезона выдалось оптимистическим. Российско-абхазскую границу в Сочи с начала лета уже пересекли порядка 600 тыс. человек. Это в полтора раза больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сообщили на днях корреспонденту ИТАР-ТАСС в пресс-службе Черноморско-Азовского погрануправления береговой охраны ФСБ РФ. На паспортном контроле сейчас ежедневно оформляется на выезд за рубеж и въезд в Россию около 28 тыс человек. В так называемый «высокий» сезон прогнозируется увеличение потока еще на 50 процентов.

Сук, на котором сидим
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:21 0:00
Скачать


Разумеется, чтобы соотнести 600 тысяч пересечений границы с курортным сезоном, надо разложить эту цифру на составляющие. Во-первых, разделить ее на два. Во-вторых, учесть, что далеко не все это отдыхающие. В-третьих, учесть, что из общего числа отдыхающих основную массу составляют экскурсанты, прибывающие из Сочи на однодневные экскурсии. Но, так или иначе, первая половина лета обнадеживает.

Вчера у меня дома гостили родственницы из Гагрского района, который считается курортной столицей Абхазии. Одна из них имеет кафе в приграничном поселке Цандрипш и говорит, что такого нашествия отдыхающих никогда раньше не видела. Естественно, она не может нарадоваться, что у нее столько посетителей. А вот другая, из Гагры, которая живет сдачей жилплощади, сетовала, что она этих самых курортников пока «не видит»: сейчас, мол, понастроили частных гостиниц, где предлагают постояльцам полный пансион, горячую воду круглосуточно – вот, мол, все приезжие туда и идут. Единственное, чем ее можно утешить, – это тем, что настоящий наплыв отдыхающих еще впереди, тогда и ее услуги окажутся востребованными.

Кстати, в разгар курортного сезона в Гагрский район подтягиваются и криминальные элементы со всей Абхазии: для них тоже наступает «страдная пора». Уговаривать карманников и домушников не воровать – конечно, бессмысленно; но вот как убедить тех, кто работает в курортном бизнесе, не отталкивать отдыхающих от последующих приездов? Как внушить каждому, кто сталкивается с курортниками, что курортная сфера – это тот сук, на котором мы все сидим, и величайшая глупость его рубить?

Что говорят сами отдыхающие? Вот типичный рассказ семейной пары. Татьяна и Николай приехали из Подмосковья, сняли квартиру в Сухуме за 250 рублей в сутки с человека. Вроде бы недорого, но за две недели набегает 7 тысяч, дорожные расходы до Сухума и обратно – это еще около 12 тысяч рублей, да плюс на питание, экскурсии, сувениры… Двухнедельный отдых обойдется им как минимум тысяч в 40, а сервис, по их словам, никудышный. В прошлом году по горящей путевке стоимостью с перелетом всего за 20 тысяч рублей они неделю отдохнули в Египте. И там им очень понравилось. «Нам осталось отдыхать еще пять дней, - говорит Татьяна. – Но вряд ли мы приедем сюда в будущем. Не обижайтесь. Чистейший воздух, синее море и живописные горы Абхазии восхищают, но этим сыт не будешь. Мы обычные люди с небольшим доходом и не можем себе позволить терпеть такой сервис ради любования природой».

А вот впечатления одной моей знакомой, побывавшей на днях на пляже в сухумском Синопе. Людей было совсем немного. Пляж весьма запущен. По соседству загорали и купались местные подростки. Мальчики, балуясь, зарывались в песок с помощью невесть откуда взявшейся лопаты. Вечерело, пора было возвращаться. Тут к молодым людям подошел светловолосый загорелый приезжий мужчина лет сорока пяти. «Ребята, дайте, пожалуйста, лопату, – обратился он к подросткам. – Там, на берегу, лежит мертвый дельфинчик, от такой жары уже начал разлагаться, запах стоит ужасный, хочу его закопать. Или если не лень, то закопайте сами». «Вот поедешь к себе домой, возьмешь свою лопату и закапывай, что хочешь и где хочешь», – дерзко ухмыляясь, заявил один из юнцов. Оторопевший от такого неучтивого ответа мужчина молча постоял некоторое время, затем махнул рукой и отправился восвояси. Женщине стало не по себе. Ясно, что именно вот из таких малоприятных сценок у курортников и складывается нелестное впечатление о стране и ее жителях.

Живут подобные типы где угодно – и в Челябинске, и в Караганде. Но наполнению бюджетов Челябинской и Карагандинской областей они, как наши хамы, помешать не могут.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG