Accessibility links

Риторические вопросы


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Генеральная прокуратура, в контексте уголовного дела, заведенного против бывшего министра внутренних дел и бывшего президента федерации футбола Абхазии Леонида Дзяпшба, обратилась к СМИ с рекомендацией воздержаться от комментариев с политическим подтекстом по тем или иным уголовным делам в случае отсутствия у них полной информации. «Это вредит не только ходу расследования, но и профессиональному имиджу самих СМИ», - говорится в официальном заявлении Генпрокуратуры. Рекомендация фигурирует в тексте в качестве резюме. В начале же самого заявления, видимо, для того, чтобы развеять все подозрения в политической направленности следствия, следует перечень злоупотреблений, совершенных Леонидом Дзяпшба в его бытность президентом Федерации футбола Абхазии. Прегрешения Дзяшба «потянувшие», по мнению Генпрокуратуры, в общей сложности на сумму в 7,8 миллионов рублей, может многим покажутся и не столь впечатляющими, однако мало кто из осведомленных людей сомневается в том, что следствие опирается на реальные факты.

И все же, как бы в ходе судебного следствия не звучали бы весомо доводы обвинения, каким бы убедительным не оказался вердикт, табличка со словом «политика» намертво приросла к этому делу.

Чтобы доказать это, воспользуемся рекомендациями прокуратуры комментировать лишь при наличии полной информации, и просто взглянем на ситуацию шире. То есть, выйдем за пределы собственно данного уголовного дела. Скажу даже больше: давайте заранее согласимся с тем, что эти 7,8 миллионов рублей вплоть до последней копейки были пущены на личные нужды Леонида Дзяпшба.

В футбольной практике ни один более или менее серьезный клуб никогда не купит малоизвестного футболиста, исходя лишь из услужливо представленного агентом игрока диска, на котором подобраны лучшие эпизоды его игры. Менеджеры даже не подумают сразу выложить деньги, они будут долго изучать ситуацию, прежде чем придут к определённому выводу. Хотя вроде бы, что там думать: вот футболист эффектно «ножницами» бьет через себя, вонзая мяч в «девятку». А в следующей сцене он лихо обводит оборону соперника и пижонски прокидывает мяч между ногами вратаря. Новая картинка – и он уже стелется в сумасшедшем подкате, спасая собственные ворота… Как правило, серьезный клуб ведет футболиста годами, а подобный видеоматериал в принципе мало о чем свидетельствует, ибо даже у слабых игроков бывают чудесные моменты. Если увиденное заинтересует менеджмент клуба, то скауты команды начнут долго и упорно анализировать все матчи заинтересовавшего их игрока, наводить справки относительно его поведения в раздевалке, интересоваться семьей, бытом и т.д. И лишь после того, как будет собрана полная информация, они примут решение. Впрочем, когда это касается топ-футболистов типа Криштиану Рональдо или Златана Ибрагимовича, о которых известно все, задача заметно упрощается: в повестке дня остается единственный вопрос - сумма контракта.

Так вот, на основании материалов Генпрокуратуры, как в футболе, нельзя делать определенные выводы. Нужно смотреть шире. Это где-нибудь в Швейцарии, где Фемида слепа и непредвзята, вердикты, которые выносит местный суд, не вызывают подозрений в политической ангажированности. Да, ошибиться могут - никто от этого не застрахован. Но преднамеренно засудить – нет.

Но можем ли мы сказать подобное про нашу правоохранительную систему? Что она непредвзята, неподкупна, и правило «все равны перед законом» - столь же непреложная истина, как и «Лексус» для чиновников рангом повыше? Можем ли мы сказать, какова была бы перспектива возбуждения уголовного дела, если бы Леонид Дзяпшба не промахнулся и поддержал бы год назад на президентских выборах не премьер-министра Сергея Шамба, а вице-президента Александра Анкваб? Кстати, а что там по железнодорожной афере, о которой уже только ленивый не трубит? Генпрокуратура могла хотя бы к доследственной проверке материалов приступить. Генпрокуратура, в чьих словах всем нам рекомендовано не сомневаться.

Я не буду отвечать на эти вопросы. Пусть они будут риторическими.
XS
SM
MD
LG