Accessibility links

Туристов по осени считают


После признания Россией и гарантий мира всем казалось, что туристы и курортники "польются полным потоком"
После признания Россией и гарантий мира всем казалось, что туристы и курортники "польются полным потоком"
СМИ любят раздувать факты (впрочем, а разве это не свойство всего рода человеческого, во всяком случае, очень многих его представителей?) Помнится, в июле 2010 года после публикации неутешительных данных о начале летнего курортного сезона в Абхазии кандидат экономических наук Беслан Барателиа выступил в своем интернет-блоге с комментариями, которые потом несколько СМИ перепечатали под громким заголовком "Провал курортного сезона".

В них наш известный экономист привел семь причин того, почему, на его взгляд, в целом итог курортного сезона будет для нас "не очень приятным". Среди них были основные и, в общем-то, всем известные: рост цен на предлагаемые туристские услуги при том, что их качество остается на уровне, который экономист предпочел не комментировать "с целью избегания ненормативной лексики"; отсутствие прорыва в обеспечении безопасности отдыха туристов, а проще говоря, грабежи и кражи; отсутствие успехов в упрощении процедуры перехода российско-абхазской границы, а проще говоря, многочасовые очереди на ней. Были и менее известные у нас широкой публике – удешевление ключевых мировых валют и соответственно отдыха для россиян в дальнем зарубежье; необходимость приобретения ими медицинской страховки для пребывания в Абхазии, в отличие от многих других туристических стран… Ряд политиков и журналистов подхватил в позапрошлом году тему "провального сезона" и стал ее развивать.

Сегодня, с высоты прожитого, можно с уверенностью сказать, что тот курортный сезон не был, конечно, каким-то особо провальным. Но неопровержимым фактом является другое – то, что радужные надежды 2008-го, когда всем нам в Абхазии казалось: ну, теперь-то, после признания Россией и гарантий мира туристы и курортники "польются полным потоком", – оказались полной иллюзией. Совершенно очевидно, что "гарантии мира" – это составляющая успеха сезона, но лишь одна из многих составляющих. И до нынешнего года наблюдатели были вынуждены констатировать, что самым успешным после войны в Абхазии остается сезон… 2007-го.

Подобно тому, как цыплят по осени считают, туристов в Абхазии, как правило, считают поздней осенью, когда наступает "мертвый сезон". Так что окончательные итоги будем подводить позже, но уже сейчас можно не сомневаться: нынешний курортный сезон будет самым успешным у нас в послевоенное время. Цифры тут подкрепляются и живыми наблюдениями.

Так что же случилось нынче?

Отмечу, прежде всего, что как в "провальном" году не все в курортной сфере так уж было ужасно, так и наивно было бы полагать, что в этом у нас произошли кардинальные перемены в повышении уровня сервиса, борьбе с преступностью и т. д. – ведь подобные сдвиги столь быстро, разумеется, не происходят. (Неужто в самом деле в 2010-м все в курортном секторе у нас беспрерывно грубили, хамили, обманывали курортников, а в 2012-м все лучезарно улыбались, встречали, обслуживали и провожали отдыхающих как дорогих гостей?) Из приведенных в свое время Бесланом Барателиа слагаемых неуспеха была устранена лишь одна, и далеко не самая существенная – взимание медицинской страховки при пересечении границы. Эту практику, которая, можно не сомневаться, приносила в казну государства гораздо меньше доходов, чем лишала ее их, и которая гарантированно обогащала лишь узкий круг хорошо известных обществу людей, президент Александр Анкваб прекратил одним из самых первых своих указов после победы на выборах год назад. Но понятно, что в общем раскладе причин это мелочь. Надежды на существенное облегчение перехода через границу, порожденные вводом нового автомобильного моста, в первой половине сезона были сведены на "нет" так называемым человеческим фактором: подобно тому, как многих в России постоянно застает врасплох начало отопительного сезона, так и тут то же произошло с курортным: в самый час пик на российской стороне пограничного пропуска не работало, бывало, до половины "окошек". Говорят, в основном из-за дефицита кадров. И лишь во второй половине сезона ситуация тут вроде бы нормализовалась. Кстати, нынче я всего четыре раза пересекал пост "Псоу" – туда и обратно в конце августа и туда и обратно в начале сентября. И каждый раз, что удивительно, передо мной к "окошку" стояло самое большее человека два-три. Правда, я переходил туда часа в четыре-пять вечера, а обратно в восемь утра, больше же всего народу "ломится" через границу в 10-14 часов. Думаю, что разгружать ее, помимо прочего, надо и разъяснительной работой среди туристов, чтобы они старались избегать перехода в час пик.

А вот еще одно слагаемое неуспеха сезона-2010, предложенное Бесланом Владиславовичем, – чемпионат мира по футболу, задержавший в июне болельщиков у домашних телеэкранов, – мне кажется довольно сомнительным. Ведь в этом году примерно в тех же числах проходили не менее увлекательные соревнования – чемпионат Европы по футболу, но он не помешал рекордному заезду отдыхающих в первой половине лета. Гораздо более существенным фактором тут, на мой взгляд, является погода: в предыдущие годы июнь в Абхазии слишком часто выдавался дождливым и прохладным, а нынче он был жарким и солнечным. Большинство же курортников в Абхазии – это, хорошо известно, любители пляжного отдыха.

Ну, а в целом говоря о нынешнем сезоне, обычно объясняют его удачность следующим: пыль и шум олимпийских строек перенаправили к нам значительную часть отдыхающих из Сочи. Точнее – из той части Большого Сочи, где ведется сейчас интенсивное строительство объектов Олимпиады-2014, до проведения которой, напомню, осталось уже около полутора лет…

Так ли это? Доводилось ведь слышать и другие мнения: что пляжи Краснодарского края и нынче были заполнены очень плотно. Ситуацию несколько прояснила прочитанная мной позавчера на сайте RATA-news публикация Нины Егоршевой "Несмотря на катаклизмы, спрос на черноморские курорты остается высоким". Согласно опросу московских туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризма, сезон для курортов Краснодарского края действительно выдался сложным. Наводнение в Крымске, случившееся в начале июля, отпугнуло многих россиян от поездок на черноморское побережье. Но даже несмотря на это общее увеличение турпотока в Краснодарский край, по данным опрошенных экспертов, составило 12-15% по сравнению с прошлым годом. Адлер, например, было высказано мнение, за последние годы лишился части отдыхающих из-за олимпийской стройки, однако после наводнения, особенно ударившего по Геленджику, он стал "палочкой-выручалочкой" и для туристов, и для туроператоров. Ну, а прирост по Абхазии составил 30%. Однако, учтем, что все эти цифры касаются организованного туризма, судя же по цифрам пересечения российско-абхазской границы на Псоу, увеличение потока "дикарей" было еще большим, во всяком случае, в первой половине летнего сезона

Так или иначе, но назвать как олимпийское строительство, так и июльское наводнение на Кубани основными причинами туристского бума в Абхазии я бы воздержался. И вообще мне думается, что успех или неуспех курортного сезона складывается из слишком многих предпосылок, не все из которых можно, пожалуй, даже объяснить рационально. За последние годы мы убедились, что предугадать успешность или неуспешность курортного сезона, наверное, так же трудно, как предугадать урожайность или неурожайность сельхозкультур в следующем году.
И еще одна мысль, которую невозможно оспорить: на конъюнктуру на курортном рынке надейся, а сам продолжай упорно делать то, что зависит от нас, – повышать разнообразие и качество предлагаемых отдыхающим услуг, безопасность их имущества от посягательств криминалитета, словом, продолжай пытаться вывести Абхазию на уровень развитых курортных индустрий мира. Ну, ладно, будем реалистами: хотя бы пытаться приблизиться к этому уровню.
Ведь это сегодня основной и единственный конкурентоспособный реальный сектор экономики республики, за счет которого она, помимо российской помощи, и выживает. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Причем, в отличие от цитрусовых насаждений, их даже лечить не надо. С другой стороны, создание курортной инфраструктуры, обслуживание приезжих – это тоже весьма непростой труд.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG