Accessibility links

Кремлевская пауза для Грузии


Готова ли Москва на некоторые уступки в отношении Грузии?
Готова ли Москва на некоторые уступки в отношении Грузии?
ЧЕРКЕССК---Изменятся ли российско-грузинские отношения после победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах, и готова ли Москва на некоторые уступки в отношении Грузии, чтобы поддержать смену политического режима?

По мнению эксперта московского центра Карнеги Алексея Малашенко, политика Бидзины Иванишвили в отношении России будет сочетать в себе две противоположные тенденции:

"Он будет стремиться к потеплению отношений с Москвой. Иванишвили – прагматик, он прекрасно понимает, что пока жива Россия, кто бы ни пришел к власти в Кремле, – не видать Грузии Южной Осетии и Абхазии как своих ушей, поэтому нужно выстраивать отношения помимо этого. Нужно будет как-то локализовать конфликт, вывести его на периферию, при этом сохранив патриотическую риторику, мол, ни одной пяди земли мы не уступим, но, тем не менее, будем развивать отношения в этих условиях по принципу "мухи отдельно – борщ отдельно".

Комментируя заявления Бидзины Иванишвили о возможности сочетания стремления в НАТО и установления "правильных отношений" с Россией, Алексей Малашенко сказал, что этот принцип равноудаленности в контексте сегодняшних реалий означает, прежде всего, ориентацию на улучшение отношений с Москвой. При этом, безусловно, курс на сближение с Европой будет продолжен, но это движение, по мнению эксперта, будет аккуратным и взвешенным, без ненужного раздражения северного соседа:

"Будут его критиковать за лояльность к Москве? Безусловно, будут. Причем даже не столько Саакашвили – он, наоборот, хочет с ним сотрудничать, – скорее, партии, которые вошли в коалицию "Грузинская мечта". Если их лидеры почувствуют, что их влияние падает и нужно позиционировать себя как фигуру пусть не равную Иванишвили, но хотя бы сопоставимую с ним, они будут критиковать его – это совершенно ясно. Однако пока я не вижу резких движений в его адрес, и я пока не вижу реакцию Москвы на события в Грузии".

На мой вопрос, станет ли осторожный и прагматичный Иванишвили, заинтересованный в потеплении отношений с Москвой, педалировать вопрос о возвращении беженцев из Южной Осетии и Абхазии, Алексей Малашенко ответил:

"Ему для этого нужно оглядеться, он, конечно, будет поднимать эту проблему, но вопрос – в какой форме, потому что возвращение беженцев, если оно было актуально несколько лет назад, то сейчас не думаю, что беженцы будут счастливы вернуться. Большая часть из них устроилась в самой Грузии, и еще раз испытывать все эти ужасы и страхи, еще раз обострять там ситуацию… Вопросы будут, но мне это уже напоминает проблему палестинских беженцев: ее все время обсуждают, но ехать никто не хочет".

По мнению руководителя Центра политической информации Алексея Мухина, социальные реформы, обещанные Иванишвили, особенно в отношении самой бедной – сельской части населения Грузии, невозможны без российского рынка минеральной воды, вина и прочей сельхозпродукции. В Грузии желание вернуться на российский рынок пока скрытое, но очевидное, потому что с его потерей грузинский бюджет испытывает очень серьезные затруднения.

Грузия, по сути, является дотационной – подобная ситуация для государства, тем более с таким геополитическим апломбом, – это настоящая трагедия. Наверное, миллиардер с большими связями в Москве попытается исправить это положение, считает Алексей Мухин:

"Мне кажется, никаких изменений в ближайшее время не произойдет, но если Бидзина Иванишвили так или иначе возьмет руководство страны в свои руки, Грузии придется договариваться с Россией. Правда, в этом вопросе последнее слово еще не сказал Михаил Саакашвили. С одной стороны, существует явная договоренность между ним, Иванишвили и их западными партнерами, но с другой стороны, ситуация для Михаила Саакашвили практически безвыходная: слишком много вопросов накопилось к нему, начиная от потери территорий и заканчивая убийствами его политических оппонентов. Я не адресую их Михаилу Саакашвили, но вопросы к нему есть".

Грузинская внутриполитическая интрига далека от завершения – через полгода президентские выборы. За это время каждая из сторон попытается продемонстрировать избирателю свою эффективность, а для этого, считает Алексей Мухин, сторонам понадобятся новые союзники:

"Громкие заявления, в том числе и социального плана, которые были сделаны и "Грузинской мечтой", и блоком Саакашвили, нуждаются в серьезной финансовой подпитке. Это можно сделать лишь в том случае, если бюджет Грузии на следующий год будет принят в интересах той или иной политической силы. Самое интересное, что ни одна из них не заинтересована в том, чтобы помогать друг другу, и в результате ситуация может зайти в финансовый тупик, когда отдельные части грузинского парламента войдут в клинч и не смогут договориться по бюджету".

В целом эксперты сходятся во мнении, что, пока Кремль держит паузу по ситуации в Грузии, более предметно говорить о перспективах грузино-российских отношений не приходится.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG