Accessibility links

Опасаясь тайного сговора


Существуют опасения, что создается угроза национальным интересам Южной Осетии
Существуют опасения, что создается угроза национальным интересам Южной Осетии
Заявления российских политиков о готовности возобновить российско-грузинский диалог стали причиной широкой дискуссии в Южной Осетии об осетино-грузинских взаимоотношениях. Всякий раз, когда перспектива налаживания дружественных отношений между Россией и Грузией становится реальностью, в югоосетинском обществе оживают старые страхи: не сдаст ли Москва своего союзника и партнера? Однако местные эксперты в отличие от рядовых граждан не усматривают в нынешних событиях никакой угрозы для государственности Южной Осетии.

"Единая Россия" готова к диалогу о будущем российско-грузинских отношений", - заявил накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Выразили надежду на начало конструктивного и дружеского диалога и другие российские политики, представляющие правящую элиту страны. Два дня подряд федеральные телеканалы России весьма лестно отзываются об одержавшей победу грузинской оппозиции. При этом сам Бидзина Иванишвили, чья партия набрала на прошедших парламентских выборах большинство голосов, обозначил два важных политических вектора для Грузии: территориальная целостность государства и вхождение страны в НАТО.

Некоторые усмотрели во всем этом угрозу национальным интересам Южной Осетии, поскольку у Иванишвили, в отличие от Саакашвили, есть неплохие стартовые условия, чтобы поставить перед Россией вопрос о двух отколовшихся территориях и договориться об их возвращении в обмен на учет российских интересов на Южном Кавказе. В такие периоды южане, как правило, вспоминают генерала Малюшкина, который ночью 5 января 1991 года дал приказ отвести подразделения Внутренних войск и открыть дорогу на Цхинвал грузинским бандформированиям. Однако эти аналогии не работают, считают эксперты. Независимости Южной Осетии, уверен лидер партии "Фыдыбаста" Вячеслав Гобозов, ничего не угрожает, поскольку никаких существенных изменений в отношениях Грузии и России не предвидится:

"Мне кажется, никаких принципиальных изменений в политике России в отношении признания независимости Южной Осетии и Абхазии не будет. И больше того, могу сказать, что даже если и есть определенная эйфория в некоторых кругах российской политической элиты от результатов грузинских выборов, то эта эйфория очень скоро пройдет, когда новая "Грузинская мечта" начнет реальные шаги уже как часть грузинского истеблишмента".

Не видит никаких угроз статусу Южной Осетии как независимого государства и директор медиа-центра "ИР" Ирина Гаглоева:

"Наши взаимоотношения с Россией очень прочные. Во-вторых, мало ли кто куда нас захочет ввести. Мы свой выбор сделали, и в Грузию для нас обратной дороги нет и в политическом, и в административно-государственном смыслах. Конечно, в сегодняшнем политическом мире возможны всякие ситуации, но я считаю, что на данном историческом этапе опасности сдачи Грузии нет".

Обещание восстановить территориальную целостность Грузии Гаглоева считает дежурной мантрой, без которой не может обойтись ни один грузинский лидер. В действительности Иванишвили, по ее мнению, может попытаться изменить форматы контактов с Южной Осетией и Россией. Ведь старые - в виде Женевских дискуссий и Механизма по предупреждению инцидентов и реагированию на них – безнадежно устарели.

Депутат парламента Южной Осетии Геннадий Кокоев приводит весомые аргументы в пользу того, что торг по вопросу о двух отколовшихся территориях не выгоден прежде всего самой России:

"Конечно, быть застрахованным ни от чего нельзя. Но я думаю, что такая политика Москвы маловероятна. Дело в том, что в этом случае Россия должна прямо признать свою вину в конфликте 2008 года, свою неправоту и некорректность линии своего поведения вообще во всем этом конфликте. В том числе и по поводу признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Более того, дальше она должна будет опять же не косвенно, а напрямую признать неправомерность и неправомочность размещения здесь военных баз. И в этом случае Грузия с полным на то уже основанием может потребовать незамедлительного вывода российских войск. А у России не будет никаких оснований этим требованиям не подчиниться".

Появившийся страх Геннадий Кокоев объясняет тем, что в югоосетинском обществе в течение многих лет сформировалась неколебимая уверенность: "Чем хуже руководитель сопредельного с нами враждебного государства, тем лучше для народов Южной Осетии и Абхазии. Потому что в таком случае Россия практически не идет с ним на контакт". "И даже если гипотетически представить себе, что существует некий сговор Москвы и Бидзины Иванишвили, - считает Кокоев, - то урон России в этом случае будет неадекватен тем бонусам, которые может получить Кремль от тайного сговора с лидером "Грузинской мечты".

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG