Accessibility links

Не для народа, а для амбиций?


В обществе стали уже говорить о наложении президентом табу на создание новых партий
В обществе стали уже говорить о наложении президентом табу на создание новых партий
Смена руководства Южной Осетии, потребность общества в демократических процессах породили в республике бум на создание новых политических партий. Сразу несколько политических групп заявили о своем желании образовать политические организации. Однако эксперты полагают, что власть решила вмешаться в эти процессы, негласно введя запрет на создание новых партий в республике.

Предположения о введении негласного запрета на регистрацию политических партий эксперты высказали после заседания Общественной палаты с участием президента Леонида Тибилова. По словам очевидцев, президент позволил себе нелицеприятные высказывания в адрес "раздувшейся" армии желающих стать лидерами той или иной политической силы. Многие функционеры по давней привычке восприняли эти слова как руководство к действию. В обществе стали уже говорить о наложении президентом табу на создание новых партий. Многие общественные деятели поверили этим словам. Например, политолог Дина Алборова, которая ждет регистрации своей партии "За гражданское достоинство":

"Ко мне постоянно подходили люди и спрашивали, правда ли, что не зарегистрирована наша партия? А так как мы должны получить официальное уведомление от Минюста о регистрации или не регистрации нашей партии, а его мы еще не получали, то я пока очень спокойно к этому относилась. Но когда эти слухи стали очень упорными, я спросила, что происходит с регистрацией нашей партии и почему город полон такой информацией".

По словам Алборовой, в Министерстве юстиции были удивлены ее вопросу, хотя по имеющейся у нее информации, в политических верхах Южной Осетии действительно бытует мнение о нецелесообразности регистрации множества политических партий. Здесь утверждают, что они "создаются не для народа, а для удовлетворения личных амбиций".

К сожалению, в самом Министерстве юстиции, сославшись на отсутствие министра, общаться со мной отказались. Более того, отказали и в доступе к информации об общем числе уже зарегистрированных или готовящихся к регистрации политических движениях Южной Осетии.

Спикер парламента Станислав Кочиев считает подозрения в отношении властей надуманными и необоснованными. По его словам, сейчас как никогда раньше строгое соблюдение законов стало тенденцией.

"Государство играет здесь роль исключительно статиста и не может указывать, сколько надо, а сколько не надо партий. И запрещать мы тоже не имеем права. Я полагаю, что и президент имел в виду то, что он просто был удивлен множеством партий, а никак не запретил их рост и количество".

По мнению Станислава Кочиева, люди, даже при наличии большого количества партий, сами отберут те, которые будут вести деятельность на территории Южной Осетии. Ведь партии, по его словам, бывают разными - партии-временщики, созданные под конкретные личности, есть ситуационные партии, а есть перспективные, имеющие опыт и сложившуюся репутацию:

"Их жизнеспособность зависит от нас. Если мы проголосуем за них, если мы будем их поддерживать, - они имеют право на существование. Или они тут же умирают, или какое-то время еще продолжают по инерции существовать и потом благополучно умирают собственной смертью".

С предположениями об ограничении партий в Южной Осетии не согласен и эксперт Юрий Вазагов. По его мнению, "президент ведет очень взвешенную политику". В то же время Вазагов разделяет точку зрения тех, кто считает, что инициирование новых партий - это искусственный процесс, не отражающий политического спроса:

"С одной стороны, новые партии нам нужны, потому что большинство старых формировались под определенных людей и с определенной целью. Что касается "партийного бума", то, на мой взгляд, в данном случае используют те же технологии, которые привели к большому количеству кандидатов на президентских выборах. Для чего? Чтобы создать хаос, неразбериху и в мутной водичке поймать свою рыбешку. Я не считаю, что 10-15 политических партий реально отражают ту политическую картину, которая существует у нас в обществе".

Люди в Южной Осетии успокаивают себя тем, что партийный бум характерен для общества, пережившего авторитарное правление и двигающегося к либерализации. Они опасаются утратить надежду на изменения, с тревогой следя за любым сомнительным заявлением.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG