Accessibility links

Набраться терпения...


В тюрьмах после скандальных видеокадров отношение к заключенным улучшилось
В тюрьмах после скандальных видеокадров отношение к заключенным улучшилось
Ровно месяц назад общество стало свидетелем скандальных видеокадров с пытками заключенных в грузинских тюрьмах. Об этой дате в Тбилиси вспомнили на фоне развернувшейся битвы "за авторские права" на эти съемки между студией "Объектив" и скрывшимся за границей сотрудником Глданской тюрьмы Владимиром Бедукадзе.

На протяжении двух часов глава студии "Объектив" Ирма Инашвили и представители "Движения сопротивления" Давид Тархан-Моурави и Георгий Ломия пытались убедить журналистов в том, что именно благодаря им общество узнало об ужасающих фактах пыток заключенных, и что беглый тюремщик Владимир Бедукадзе, ранее известный как автор скандальных записей, – лишь маленькое звено в их тщательно проведенном журналистском расследовании.

Тем не менее рассказы Ирмы Инашвили, которым мог бы позавидовать любой опытный следователь Интерпола, многим журналистам показались неубедительными. Было непонятно, почему спустя месяц студии "Объектив" надо убеждать людей в том, что лавры в этой истории принадлежат им, если, по их же словам, ни Бедукадзе, ни Ирма Инашвили не преследовали меркантильных целей и руководствовались лишь благими намерениями?"

Ирма Инашвили попыталась развеять сомнения:

"Давайте признаем, что мы журналистское расследование провели на высшем уровне. Отбросьте зависть и признайте это! Наша цель сегодня в другом – в борьбе за то, чтобы каждый виновный был наказан, чтобы была объявлена всеобщая амнистия, чтобы улучшились условия заключенных – тюрьмы не должны быть Освенцимом!"

Многие правозащитники считают неуместным спустя месяц выяснять, кто был заказчиком или автором скандальных съемок. Главу НПО "Бывшие политзаключенные за права человека" Нану Какабадзе не очень интересует, что не поделили Бедукадзе и Инашвили или кто был заинтересован в распространении этих кадров – противоборствующие кланы Мерабишвили и Ахалая или Бидзина Иванишвили. По мнению Какабадзе, главное, чтобы внимание общества к проблемам в тюрьмах не ослабевало. Благодаря этому скандалу неправительственные организации получили возможность вести мониторинг в тюрьмах. 17 октября Нана Какабадзе встретилась с заключенными женской колонии Рустави:

"Три женщины прикованы к инвалидной коляске, трое в тюрьме стали зависимыми от инсулина, одна молодая женщина получила тяжелую инвалидность, даже не может говорить, и все это в результате бесчеловечного обращения со стороны персонала и тяжелых условий в тюрьме. Я потребую от новых властей, чтобы понесли наказание все те лица, которые довели этих женщин до такого состояния".

Начальник департамента превенции и мониторинга в аппарате Народного защитника Грузии Натия Имнадзе отмечает, что в тюрьмах после скандальных видеокадров отношение к заключенным улучшилось. Многих перевели на лечение в больницы. На сообщения представителей Народного защитника о негативных фактах в местах исполнения наказаний прокуратура стала реагировать оперативно. Тем не менее переходный период отражается и на ситуации в тюрьмах:

"Непонятная там ситуация, не определено, у кого какие полномочия. Сотрудники не выполняют своих обязанностей, поскольку некоторые заключенные злоупотребляют последствиями скандала, и на требования соблюдать режим отвечают угрозами, что пожалуются на руководство тюрьмы. Сейчас и заключенные, и сотрудники тюрьмы ожидают нового руководства страны, и, в конце концов, все встанет на свои места".

Натия Имнадзе отмечает, что заключенные стали чаще прибегать к голодовке, чтобы потребовать пересмотра их дела. "Мы им объясняем, что на это уйдет немало времени".

Набраться терпения советуют и представители новых властей – на расследование всех дел и искоренение проблем в пенитенциарной системе уйдет не один год. Тем не менее "Грузинская мечта" обещает, что виновники в пытках заключенных понесут наказания.

По обвинению в жестоком обращении с заключенными уже арестованы 18 сотрудников разных тюрем.
XS
SM
MD
LG