Accessibility links

«Российские ваятели» в «Доме Нащокина»


Скульптуры фестиваля "Русские ваятели"
Скульптуры фестиваля "Русские ваятели"
В галерее «Дом Нащокина» открылся Первый московский фестиваль современной скульптуры «Российские ваятели». На двух этажах разместились высеченные из камня и отлитые из бронзы работы восьми авторов, придерживающихся разных стилистических направлений. Как утверждают устроители фестиваля, современная скульптура как вид искусства в России незаслуженно обойдена вниманием. В «Доме Нащокина» пытаются исправить эту несправедливость

Показ современных работ в «Доме Нащокина» предваряют две скульптуры Вадима Сидура. Их общее название – «Летающая тарелка». Далее соответственно – «Самец» и «Самка». Чтобы оценить, какой дерзостью было создать такие обобщенные, почти абстрактные формы, надо взглянуть на дату – 1959 год. Оттепель оттепелью, но в искусстве все еще господствует соцреализм, и все иное власти воспринимают как тлетворное влияние Запада.

Вещи Сидура – камертон фестиваля «Российские ваятели». Признаем, далеко не все выдерживает сравнение с «Летающей тарелкой», а все же посетитель найдет здесь небанальные, ни на чьи другие не похожие произведения отменного уровня.

В первую очередь следует назвать работы Даши Намдакова, получившего широкую известность даже у далеких от мира скульптуры людей после работы над фильмом «Монгол». Намдаков последователен. Многие годы его тема – это осмысление древней мифологии сибирских и других азиатских народов, некогда могущественной цивилизации кочевников. Как сообщает генеральный директор мастерской Намдакова Афанасий Бурзанов, одна из последних работ скульптора, и она представлена на фестивале «Российские ваятели», называется «Идея».

– Это одна из анималистических форм Даши, которой он давно увлекается. По сути, это череп какого-то доисторического животного. Внутри – пустоты, извивы металла. Конечно, имеется в виду не идея, существовавшая в голове ископаемого. Скорее, это пластическая идея автора.

Наряду с этим достаточно абстрактным произведением здесь есть скульптуры, которые легче читаются, легче воспринимаются. К примеру, человек-птица. Эта вещь называется «Левитация», а рабочее название было «Летящий шаман». Он вошел в транс, преобразился, и теперь пребывает в Верхнем мире, – рассказал Афанасий Бурзанов.

Арт-директор «Дома Нащокина» Наталья Рюрикова рассказывает, как возникла идея провести фестиваль современной скульптуры:

– Однажды к нам пришел Юрий Злотя и еще несколько скульпторов, с которыми мы уже работали раньше. Говорят – хотим у вас выставиться. Мы обрадовались. Это замечательные художники, но их имена мало что говорят широкой публике. Часто бывает, памятник установлен, становится узнаваемым, привычной частью городского пейзажа, а вот кто его создал – никто не помнит. Между тем, 8 человек-участников нашего фестиваля – это крепкая компания серьезных людей. Здесь и Георгий Франгулян со своими массивными, крупными вещами, здесь и замечательный ироничный Михаил Дронов, которого я очень люблю. Чудный Виктор Корнеев очень хорошо с ним монтируется, они будто из одной семьи происходят. А работы Александра Рукавишникова стали для меня открытием. До сих пор я знала его только по монументальным вещам. Оказывается, его малые формы совсем другие.

Ну и конечно надо упомянуть «Петра Первого» Михаила Шемякина – уменьшенный вариант памятника в Петропавловской крепости. Любопытно, что поначалу петербуржцы встретили гротескную фигуру царя в штыки. Потом привыкли и даже полюбили ее.
XS
SM
MD
LG