Accessibility links

Тбилиси опоздал


Южная Осетия смотрит в противоположную от Грузии сторону
Южная Осетия смотрит в противоположную от Грузии сторону
ЧЕРКЕССК---По мнению югоосетинских общественных деятелей, новое правительство Грузии вернулось к политике "вовлечения отколовшихся территорий", от которой Тбилиси отказался после войны 2008 года. Такой вывод в Цхинвали сделали после ознакомления с инициативами госминистра по вопросам реинтеграции Пааты Закареишвили. Грузинский чиновник предложил восстановить железнодорожное и автомобильное сообщения с Абхазией и уравнять абхазские и югоосетинские паспорта в правах с грузинскими удостоверениями личности.

Представители югоосетинского гражданского общества предполагают, что Грузия готова предоставить им свободу передвижения по своей территории, доступ к качественному медицинскому обслуживанию и образованию, возможность развивать бизнес. Наверное, следует ожидать и возобновления контактов на уровне гражданского сектора – различные совместные форумы, проекты и многое другое.

По мнению осетинского правозащитника Руслана Макаева, с одной стороны, грузинскую сторону воодушевляет плачевное состояние Южной Осетии – республика явно не готова к самостоятельному развитию: нет экономики, нет национальной идеи, зато есть масса противоречий в обществе, которые далеки от своего разрешения. С другой стороны, считает правозащитник, Грузию подстегивают к активным действиям новые тенденции в мире, в которых эксперт усматривает новые подходы к фантомным государствам:

"Дело в том, что сейчас мировой мейнстрим направлен в другую сторону. Грузины сейчас даже вот эту полуживую республику могут не абсорбировать, потому что сейчас Каталония поднимается, курды требуют свое государство… Идет новая волна дробления государств, и, так или иначе, этот процесс не остановить. Я думаю, что ООН рано или поздно узаконит этот процесс дробления государств, и тогда отделение Южной Осетии от Грузии будет признано законным. Поэтому Грузия торопится, чтобы за это время успеть пристегнуть хотя бы Южную Осетию, Абхазию, может быть, уже и не думает".

Слушать
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:38 0:00
Скачать


Югоосетинский общественник Алан Парастаев в свое время был организатором многих миротворческих бизнес-проектов. Его деятельность предполагала, что люди по обе стороны конфликта, вовлеченные в совместные предприятия, в конце концов, перестанут видеть друг в друге врага и станут налаживать личные связи.

Алан Парастаев говорит, что эти инициативы выглядели заманчивыми еще лет пять назад, но теперь они потеряли актуальность. Во-первых, Южная Осетия смотрит в противоположную от Грузии сторону, где для нее открылись новые перспективы, каких не было до 2008 года. Во-вторых, теперь югоосетинское общество резко изменило отношение к контактам с грузинами:

"Может быть, заполонившие Южную Осетию люди, которые все эти двадцать лет проживали в России, могут пойти на какие-то скрытые контакты с Тбилиси в области бизнеса, но это вызовет недовольство в югоосетинском обществе. В обществе появился внутренний тормоз: не иметь пока никаких контактов с Грузией, пока она не признает независимость Южной Осетии и не признает факт агрессии. По моим наблюдениям, в обществе, в отличие от того, что было до 2008 года, есть мнение, что с грузинской стороной на контакты пока идти нельзя, потому что это опасно – люди знают, что все это замешано на политике".

Руководитель общественного движения "Твой выбор, Осетия" Алан Джуссоев – общественный деятель со стажем – на протяжении 15 лет участвовал в различных миротворческих осетино-грузинских проектах. Теперь Джуссоев задается вопросом: а был ли смысл заниматься миротворчеством на протяжении стольких лет, если все это не смогло предотвратить войну 2008 года:

"Эта война продемонстрировала, что на самом деле у нас никаких контактов не было между обществами. Эта взаимная неприязнь осталась в нас, а все, что было, – это контакты для того, чтобы получить международные гранты, заработать деньги и ничего более".

По словам Алана Джуссоева, можно предположить, что жители республики воспользуются многими благами, которые им предоставит Грузия, но это не приблизит вхождение Южной Осетии в состав Грузии. Если в Тбилиси делают такие выводы, то они ошибочны:

"Нужно сменить пластинку в отношении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха – я подчеркиваю, в отношении постсоветских конфликтных территорий. В принципе, подходы к урегулированию этих конфликтов надо менять, их время ушло двадцать лет назад. Эти подходы и принципы были заложены в середине 70-х годов прошлого века и исчерпали себя после развала СССР – они уже не работают. А международное сообщество давит, как бульдозер, только своих подходов не меняя. Почитайте статью экспертного клуба, там написано: "Южная Осетия не идет ни на какие уступки". А на какие уступки она должна пойти – отказаться от независимости?"

Работая над темой, я не нашел ни одного общественника или политика, который бы полагал, что Южная Осетия должна сближаться с Грузией до признания ее независимости. В Цхинвале считают, что говорить сейчас не о чем, потому что время трагедий закончилось и началось время привыкания к новой реальности – для кого-то болезненное, для кого-то радостное. И это время лучше провести врозь, не обманывая друг друга, и не усугубляя боль туманными надеждами.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG