Accessibility links

Охлос против демоса


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Последние две недели в Грузии происходит очень интересный и в то же время тревожный процесс, который я бы назвал "приземлением мечты".

Все дело в том, что нынешние "мечтатели" очень долго находились в оппозиции и привыкли говорить то, что благодарная аудитория любила слышать. Ну а что, как правило, любят слышать люди о себе? Ясное дело – комплименты. Вот и расхваливали оппозиционеры наш народец на все лады: он и богоносец, он и справедливый, и честный, и работящий, и законопослушный, и воровать не станет, даже если сильно прижмет, и к халяве наклонностей не имеет, ну и вообще – весь из себя белый и пушистый. Они говорили это столько лет и с такой убежденностью, что, в конце концов, сами же в это и поверили.

Что ж, как говорится, сколько веревочке ни виться... С большим трудом бидзинисты пришли к власти и увидели: мифического прекрасного и мудрого народа, о котором они талдычили многие годы, – увы, и ах, – в реальности не существует. А то, что существует в реальности, – это сложная, трудноуправляемая смесь нормальных людей с люмпенами, трудяг с бездельниками, законопослушных граждан с прирожденными преступниками.

Сперва все начиналось относительно цивилизованно: первыми нарушили общественное спокойствие сотрудники крупных компаний, желая защитить свои права. К ним, разумеется, претензий никаких – трудяги требуют человеческого обращения, какие тут могут быть вопросы.

Дальше пошло чуток сложнее: в пустые, а иногда и наполовину занятые здания в Тбилиси начали врываться беженцы. Сперва те, у кого действительно ничего нет за душой. Потом поумнели и те, у кого есть дома в провинции – а почему бы не попытаться разжиться квартиркой в Тбилиси? Ну, вот, скажите мне, разве когда-нибудь кому-нибудь по жизни мешала лишняя квартира в столице? Ну вот... Дальше – хуже: в здания стали врываться теперь уже просто социально необеспеченные, причем, самые разные – в основном потерявшие жилье из-за неуплаты банковских кредитов. Сейчас общее количество самозахватчиков - 2000 семей. И это только начало.

После этого голову подняли заключенные. Можно, конечно, быть наивным и полагать, что "ни в чем не повинные мальчики" просто протестуют против новоназначенных директоров тюрем, каждый из которых почему-то, по их мнению, оказывается сволочью. Можно искать следы вездесущего "Нацдвижения", но, увы и ах, правда в другом – криминальный мир пытается подмять под себя власть в тюремной системе. Наши "невинные мальчики" вдруг оказались совсем не такими уж невинными – начали терроризировать врачей, вымогать у них наркосодержащие лекарства, требовать уволить начальников тюрем, которые с недостаточным почтением и пиететом обращаются с ними.

Что ж, пока это срабатывает – новые власти, находящиеся в плену собственной гуманистической риторики, идут навстречу зекам: уже сняли двух директоров тюрем, будем ждать нового бунта...

Последними проснулись попы-ретрограды, составляющие большинство в черносотенной конторе под названием "Грузинская православная церковь". Священнослужители в селе Нигвзиани вдруг вспомнили, что рядом с ними живут экоэмигранты из Аджарии – грузины-мусульмане. 30 лет живут, и только сейчас местный православный охлос увидел и возмутился – "Как же так, они коллективно молятся по пятницам! Запретить, не пущать!"

Скандал вышел нешуточный, дело чуть не дошло до драки, в итоге рассмотрение высосанного из пальца ксенофобского дела дошло до парламентской комиссии по правам человека. Не знаю, что они там решили, но очень надеюсь, что ортодоксы не получили бесплатного сыра без мышеловки. А то ведь черносотенцев в Грузии немало, и все они сейчас пристально наблюдают, проявит ли государство хоть какую-нибудь принципиальность. Если нет, то это будет сигнал – "врагов православия" еще хоть отбавляй – католики, армяне, баптисты, ну, и на закуску, любимое блюдо – "Свидетели Иеговы"...

Интересной выглядит на этом фоне реакция новых властей – "Это все подлые "националы", это все Бачо Ахалая воду мутит", говорят все "мечтатели" от верховного гуру до рядового активиста. Признаться, в первые десять раз меня это рассмешило – это ж какие супермены оказались "националы", что, не имея власти, поставили на уши полстраны! Как же они выборы проиграли в таком случае?!

Но в 11-й раз я возмутился: "Ну, Григорьевич, ты мужик, конечно, авторитетный, но зачем же так?! Ясное дело, у тебя пять (или шесть?) ярдов, а у меня и захудалого миллиончика нет, но все-таки не стоит говорить со мной, как с несмышленым лабрадором!.." На самом деле, причина всех этих волнений не в мифическом заговоре "националов", а в том, что это для меня 1 октября победила демократия, а для местного люмпен-пролетариата победил Дед-Мороз, который должен удовлетворить их растущие запросы, к тому же быстро...

Что ж, бидзинисты на сегодняшний день встали перед очень серьезной проблемой: народ-богоносец спешит им показать, что на самом деле злейшим врагом демократии является не тоталитаризм, как можно было бы ожидать, а охлократия – власть толпы. После нее всегда многократно растет спрос на жесткую руку – как в 2003-2004 годах.

Пока могу сказать, что по большому счету ничего из ряда вон опасного не происходит, но тенденция налицо – охлос наглеет не по дням, а по часам. Если бидзинисты хотят и дальше нами рулить, то они должны, наконец, прийти в себя и понять, что такое вопиющее издевательство над здравым смыслом не может продолжаться вечно.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG