Accessibility links

Абхазия: на пути к самоизоляции


Инал Хашиг
Инал Хашиг
Положение международных гуманитарных организаций в Абхазии становится все более шатким. Власти самопровозглашенной республики не скрывают своего желания сосредоточить их внимание исключительно на Гальском районе. Продолжением этого может стать полное вытеснение НПО с территории Абхазии - таким мнением с Дэмисом Поландовым поделился главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.

Дэмис Поландов: Инал, я бы хотел поднять тему, которая в последнее время постоянно висит в воздухе: с подачи абхазских властей постоянно говорится о роли международных организаций, в частности, правозащитных, гуманитарных организаций, и возникает ощущение, что идет давление на эти международные организации, как будто их хотят вытеснить, скажем так, на периферию в буквальном смысле этого слова. То есть звучат постоянно пожелания, чтобы они работали только Гальском районе. Действительно это так?

Абхазия: на пути к самоизоляции
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:27 0:00
Скачать


Инал Хашиг: Начиная с нового года, за редким исключением, в это редкое исключение входит Международный Красный Крест, организация "Врачи без границ" и вроде бы все, для всех остальных международных организаций, которые аккредитованы в МИДе Абхазии, зона действий будет ограничена Гальским районом Абхазии. И все их программы, собственно говоря, будут реализованы исключительно в границах Гальского района. Для меня, по крайней мере, это немного странно по нескольким позициям: допустим, еще при президентстве Владислава Ардзинба, наоборот, когда международные организации основную часть своих проектов осуществляли именно в Гальском районе, власти Абхазии тогда требовали с них, и, мне кажется, это было достаточно правильное требование, чтобы международные организации вышли за рамки Гальского района и осуществляли свои проекты, программы и в других регионах Абхазии, которые пережили войну. В частности, речь шла тогда и о Ткварчельском районе, и Очамчирском районе, на территории которых проходили активно боевые действия, и по степени разрухи они мало чем уступали Гальскому району. И тогда постепенно международные организации пошли вглубь Абхазии, а сейчас как бы происходит обратный процесс. Власти Абхазии объясняют это тем, что лучше уж как-то сконцентрировать ресурсы, которые есть у международных организаций, и бросить на какой-то отдельный участок и из этого действия выжать максимум эффекта. Мне кажется, что следующая стадия будет вообще вытеснение этих международных организаций с территории Абхазии. То есть Гальский район - это своеобразный перевалочный пункт, и дальше уже они должны будут уйти с территории Абхазии.

Дэмис Поландов: А с чем вы связываете такую новую политику абхазских властей? Почему, собственно говоря? Ведь речь идет в основном о гуманитарных организациях, которые занимаются исключительно гуманитарными, неполитическими вопросами.

Инал Хашиг: Мне кажется, власти Абхазии достаточно отдают себе отчет в происходящем, и что вот такая политика по отношению к международным организациям, учитывая полупризнанность Абхазии, это как бы еще один виток самоизоляции. Но у меня такое ощущение, что официальный Сухум это делает, наверное, по просьбе Москвы. Другого объяснения дать очень сложно.

Дэмис Поландов: Инал, в последнее время я все больше сталкиваюсь в абхазской блогосфере с такими явлениями, как негативные отзывы на любые контакты с международными организациями. В частности, совсем недавно был такой эпизод: представители СМИ и НПО отправлялись в международную поездку, после чего начали муссировать такой слух, что они свои визы получали в Тбилиси. В целом, вы могли бы оценить: меняется ли атмосфера?

Инал Хашиг: Вы знаете, все-таки международные организации международным организациям рознь. С другой стороны, за многие годы, за 20 лет контактов с международными организациями и местными НПО в Абхазии все-таки уже сложилась определенная культура, и у абхазских НПО тоже есть свои требования, свои принципы. По крайней мере для меня было дико читать о том, что абхазские НПО едут получать визы, допустим, в Тбилиси или еще куда-то. Никто никуда ни за какими визами в Тбилиси, по крайней мере, из тех НПО, которые существуют в Абхазии, не ездит. Это мне доподлинно известно. Такое ощущение, что идет какое-то искусственное разжигание какой-то кампании против международных организаций, которые, кстати говоря, очень многое в послевоенные годы делали для Абхазии, и вот сейчас все это зачеркивать черными чернилами не очень благодарное дело.
XS
SM
MD
LG