Accessibility links

В преддверии неминуемого конфликта


Осетины негативно относились к попыткам выхода Грузии из состава СССР
Осетины негативно относились к попыткам выхода Грузии из состава СССР
ЧЕРКЕССК---События двадцатитрехлетней давности, предшествовавшие началу осетино-грузинского конфликта, вспоминали сегодня их участники – жители самопровозглашенной республики. Несмотря на срок давности, югоосетинские ополченцы говорят, что помнят каждую деталь произошедшего, как будто это было вчера.

Югоосетинский общественник Алан Тули был в числе той самой небольшой группы парней, которая 23 ноября 1989 года остановила на подступах к Цхинвалу многотысячную колонну демонстрантов из Тбилиси, намеревавшуюся провести митинг в столице Южной Осетии.

Алан Тули говорит, что решение цхинвальцев не допустить этот митинг возникло не вдруг – об организаторах и повестке мероприятия в городе знали заранее:

"Там был бы митинг оголтелого национализма, который и сейчас тоже характерен для лидеров неформальных объединений Грузии. Тогдашнее руководство – первый секретарь ЦК КП Грузии Гиви Гумбаридзе – тоже подстрекал неформалов к проведению агрессивных акций. Мы были знакомы с содержанием информационной поддержки этого митинга. Я сам читаю по-грузински, помню, как в газете "Коммунист" – это был печатный орган ЦК КП Грузии – некий Тариэл Квантришвили призывал ограничить рождаемость национальных меньшинств до одного-двух детей, ввиду того что грузин, дескать, становится мало. Исходя из этого, было понятно, какой митинг хотели провести в Цхинвале власти Грузии и лидеры неформалов".

В преддверии неминуемого конфликта
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:42 0:00
Скачать


По мнению руководителя общественной организации "Твой выбор – Осетия" Алана Джусоева, осетино-грузинский конфликт был неминуем. На протяжении советских лет осетины находились в положении дискриминируемого меньшинства: изменить фамилии на грузинский лад требовали от известных осетин-спортсменов, осетинские ученые вынуждены были защищать свои диссертации в РСФСР из-за чинимых препятствий со стороны республиканского начальства и так далее.

Поэтому движение, которое возникло в Грузинской ССР с целью выхода из Советского Союза, стало для южных осетин своего рода сигналом к действию – они не хотели оставаться один на один с националистическим режимом, в котором не видели для себя будущего.

Все это не могло не привести к войне, считает Алан Джуссоев:

"В 1987-89 годах в Грузии уже говорили о выходе из состава СССР такие политики, как Натадзе, Гамсахурдиа, Костава. Тогда они пропагандировали очень модные националистические идеи, такие как "Грузия для грузин", и эти лозунги поддерживались грузинским обществом. Эти идеи не могли исчезнуть, потому что никакой работы над этим в Грузии не велось. Осетины очень негативно относились к этим попыткам выхода из состава СССР, потому что никто их не спрашивал – хотят ли они этого. Поэтому и стали требовать для себя автономии в составе Грузии, она давала им больше прав и возможность выйти из ее состава".

Что означают сегодня для южных осетин события прошедших лет после признания их независимости и установления прочного мира? Это история или повестка дня?

"Есть ощущение, что события эти были совсем недавно, а все эти годы пролетели очень быстро, – говорит бывший заместитель министра иностранных дел Алан Плиев. – Одновременно с этим мы ощущаем, что эти события уже часть нашей истории. Что касается успокаивающей, усыпляющей риторики грузинских политиков – нам уже приходилось много раз с этим сталкиваться, и всерьез их воспринимать мы, наверное, не будем. Чувства опасности уже нет – присутствие российских военнослужащих нам придает уверенности, однако полностью расслабляться мы, к сожалению, не можем – нет-нет да какая-то угроза с юга все-таки появляется".

Цхнвальцы говорят, что сегодня они больше следят за грузино-российкими отношениями, чем прислушиваются к инициативам официального Тбилиси по урегулированию конфликта. Некоторые волнуются: не пойдет ли Россия на уступки по Южной Осетии ради восстановления добрых отношений с Грузией?

И еще бросается в глаза два противоречащих друг другу чувства, которые испытывают южные осетины: с одной стороны – желание вырвать из сердца пережитые беды и жить будущим. С другой стороны – есть решимость помнить все и передать эту память поколениям, чтобы они ни в коем случае не утратили бдительности и в какой-нибудь момент не поддались на уговоры южных соседей.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG