Accessibility links

Декабрь 2011-го: на грани гражданской войны


Соглашение Джиоева подписала, объясняя желанием избежать противостояния
Соглашение Джиоева подписала, объясняя желанием избежать противостояния
9 декабря прошлого года между лидером оппозиции Аллой Джиоевой и действующим президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты было подписано соглашение. Многие в республике продолжают называть это событие предательством интересов осетинского народа, другие полагают, что подписание документа было единственным способом избежать гражданского противостояния.

После многодневного протеста на центральной площади Цхинвала сторонников Аллы Джиоевой и просто несогласных с действиями властей, не признающих итоги президентских выборов, с оппозицией начались переговоры. Но сторонников Джиоевой все еще продолжали запугивать, угрожая лишением свободы и увольнениями с работы. Политический кризис достиг своего апогея. Оппозиция дала согласие на переговоры, которые лично курировал сотрудник администрации президента РФ Сергей Винокуров.

Российскими кураторами Южной Осетии был предложен текст соглашения, который, по их мнению, должен был вывести общество из кризиса. Оппозиция в лице лидера Аллы Джиоевой должна была согласиться с назначением даты повторных выборов, уйти с площади. Предполагалось, что Джиоева получит право участвовать в следующих турах президентских выборов. Эдуард Кокойты должен был объявить о своем уходе, а парламент отстранить от должностей членов его команды – генпрокурора Таймураза Хугаева, председателя Верховного суда Ацамаза Биченова.

Декабрь 2011-го: на грани гражданской войны
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:32 0:00
Скачать


Как рассказывает свидетель тех событий, попросивший назвать его Аланом, в импровизированном штабе Джиоевой, который расположился в небольшой палатке тут же на площади, ее сторонники разделились на два лагеря. Одни были против подписания соглашения, видя в этом некую угрозу и подвох, другие настаивали на его подписании. Было принято решение переделать текст документа, чтобы он стал более приемлемым для членов оппозиции. Однако спустя минут сорок после обсуждения к палатке неожиданно подошли Джемал Джигкаев с Анатолием Баранкевичем. Они увели Джиоеву в здание правительства, где находился Сергей Винокуров.

Из обрывочной информации, которая имеется у оппозиционеров, Винокуров стал оскорблять Джиоеву, угрожать ей началом кровопролития. Соглашение Джиоева подписала, объясняя это впоследствии желанием избежать гражданского противостояния и столкновений, которые могли унести жизни десятков людей. Мой собеседник Алан подчеркнул, что настанет время, когда все подробности этого предательства будут рассказаны народу Южной Осетии, в том числе с упоминанием всех имен и деталей.

Старейший депутат местного парламента Николай Дзагоев считает, что решение Джиоевой было обосновано, иначе общество погрузилось бы в серьезный общественно-политический кризис:

"Ну, конечно, если бы не было подписано соглашение, тогда бы в Южной Осетии начался хаос, народ бы встал друг против друга".

Год назад республика переживала сложную драматическую ситуацию. Вспоминает директор Медиа-центра "Ир" Ирина Гаглоева:

"Мы действительно стояли на грани гражданской войны. Были опасения, что грань, которая до того соблюдалась, может быть кем-то нарушена. В ситуации, когда политические страсти, чисто человеческие страсти были накалены, выход был просто необходим".

Однако Гаглоева считает, что подписание соглашения было не единственным выходом из кризиса. Просто политические силы в республике внезапно отошли от всех процессов, будораживших югоосетинское общество, и заняли позицию наблюдателей:

"В ситуации, когда политический бомонд оказался не на той высоте, которая могла бы нивелировать ситуацию или направить ее в нужное русло, соглашение оставалось действительно тем выходом, который бы выравнивал ситуацию. Я хочу сказать, что спустя год я четко осознаю, насколько слабы наши партии, которые не сумели найти выхода из создавшейся ситуации, и они даже не попытались найти этого выхода. И, возможно, без такого нелепого в юридическом смысле документа, как соглашение, можно было бы обойтись".

Сама Алла Джиоева в своих последних интервью продолжает говорить о том, что оценка горячим событиям прошлого года должна быть дана, прежде всего, самим народом Южной Осетии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG