Accessibility links

Коабитация на матраце


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
С октября 2012 года, первый в истории Грузии опыт сосуществования власти и оппозиции в различных ветвях власти (уже ставшая легендарной коабитация) шел более или менее сносно – пару раз даже были приняты (о, чудо!!!) совместные решения, а неизбежные дрязги между коабитантами в целом не выходили за рамки громких, но по сути безопасных парламентских дискуссий.

На днях все это изменилось. Конечно, Грузия уже благополучно преодолела «детскую болезнь левизны», когда политические дрязги могли прямо сказываться на жизни рядовых людей, тем более что налицо сосуществование сил явно разной весовой категории – «Грузинская мечта» контролирует парламент и правительство, ослабленный президент и оппозиционное ЕНД сейчас заняты проблемами выживания. Однако скандал разгорелся нешуточный и стороны перешли к открытой и очень жесткой критике в адрес друг друга. Лично я бы разделил эту ситуацию на две части.

Первая касается арестов чиновников бывшей власти. Оценки несостоявшихся «сожителей», как и следовало ожидать, прямо противоположные. Националы считают всех арестованных исключительно политзаключенными, «мечтатели» - бандитами. Наиболее яростные дебаты вызвал арест руководителя телекомпании «Рустави-2» Ники Гварамия и нескольких экс-чиновников.

Вопрос, конечно, сложный. Не могу сказать, что в этой ситуации какая-то из сторон права на 100%. Лично у меня факт наема консалтинговой группы за целый миллион долларов наличными вызывает немалые подозрения. Поскольку я не считаю, что большинство людей в глубине души чистые и непорочные создания, то, соответственно, никак не могу исключить наличия коррупционной схемы. Скажу прямо, эта история плохо пахнет. В этом смысле я бы на месте «националов» был бы немного осмотрительнее – не стоит лишний раз кричать «Волки, волки».

Однако и «мечтатели» тут тоже далеко не в шоколаде. Во-первых, общий контекст не слишком хороший. Обещая народу арестовать сотни «националов» за по-настоящему тяжкие преступления, в реальности прокуратура и МВД заняты предъявляют общественности факты ужасающих злодеяний: кто кого побил, кто кого обругал и назвал редиской. Поэтому в большинстве случаев аресты заканчиваются вынужденным освобождением – такое ощущение, что правоохранительные органы сперва, поддавшись искушению, оптом сгребают «националов», а уж потом начинают думать – а за что, собственно. Во-вторых, утверждения о том, что «закон суров, но он – закон» звучат не слишком убедительно на фоне готовящеся амнистии, которая коснется в той или иной мере почти всех, кроме серийных убийц. На этом фоне аресты за драку в ресторане и даже за очень подозрительный миллион – смотрятся не очень хорошо.

Тем не менее, будь я на месте «националов», именно тему арестов не стал бы слишком уж активно эксплуатировать: если Гварамия и остальные невиновны, лучше дождаться суда и доказать их невиновность. Криками «волки!» делу не поможешь.

Но возмущение «националов» относительно безобразной атаки «мечтателей» на местные органы власти, которые были избраны в 2010 году на четыре года, совершенно оправданно. И, между прочим, те выборы в целом были честными, а разгромный проигрыш оппозиции был связан с полным разбродом в ее рядах, а не с массовыми подтасовками. Теперь каждый день в регионах местные «мечтатели» (один себя назвал «маленьким Бидзиной») блокируют здания администраций, не впускают туда депутатов, мэров и сельских глав, требуя заменить их своими людьми. Аргумент прост – мы победили на выборах, у нас высокий рейтинг, значит, вам пора собирать манатки. То, что рейтинг – вещь изменчивая, мало кого интересует, так же, как никто не ставит вопрос – мы будем менять местные власти всякий раз, как у кого-то снизится рейтинг или все-таки стоит дожидаться выборов?

Ну и совершенно возмутительной была история нападения «мечтателей» на автомобиль президента в Кутаиси – факт, показавший, что для «бидзинистов» демократия – столь же малопонятная «вещь в себе», как и для «мишистов». В этой ситуации абсолютно несерьезными выглядят попытки высокопоставленных «мечтателей» изобразить невинность: «Ах, да это не мы, это народ!» Эту сказку вы, пожалуйста, детям расскажите на ночь, может, они поверят. Все кто живет в реальной жизни, прекрасно знает – в «Мечте» ни одна муха не пролетит без санкции верховного гуру. Стоит ему только пошевелить пальцем, как все «наезды» на избранные муниципальные органы власти «увянут» в одно мгновение.

В конце все же хотел бы дать один дельный совет «националам»: не стоит спешить с переходом в контрнаступление на «Мечту». Сейчас слишком рано – неизбежно получится фальстарт. Слишком высок рейтинг Нашего Светоча и слишком низок «националов». Слишком мало прошло времени для того, чтоб критика звучала адекватно, слишком сложно воздействовать на власть с улицы. Шумная и агрессивная тактика давления только тогда дает эффект, когда оппозиция может конвертировать шум в нечто более реальное, а именно: большие толпы людей на улице.

Пока ничего этого нет – поэтому я бы посоветовал запастить терпением, залечь на «матрац» и ждать своего часа, имея при этом в виду, что, возможно, он никогда не наступит...
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG