Accessibility links

Реформы помогут сосредоточить власть в руках президента


Инициатива президента, конечно, не будет просто воспринята
Инициатива президента, конечно, не будет просто воспринята
Сегодня президент Республики Абхазия Александр Анкваб выступил с ежегодным посланием абхазскому парламенту. Абхазский лидер говорил о борьбе с коррупцией, религиозном экстремизме и экономическом развитии, но главным можно назвать его заявление по реформе исполнительной власти. Тему в прямом эфире продолжит Дэмис Поландов.

Дэмис Поландов: Я приветствую в нашей студии эксперта из Абхазии, политолога Арду Инал-ипа. Арда, вы наверняка ознакомились с посланием Александра Анкваба парламенту, и какой момент, по вашему мнению, самый главный в его выступлении?

Арда Инал-ипа: Конечно, я ознакомилась. К сожалению, у меня не было возможности внимательно прочесть этот документ, но мне кажется, самым важным является сам факт появления этого послания. Пришлось ожидать довольно долго этот документ, но я считаю, что он очень важен для внешнеполитической жизни страны. Многие моменты отмечены в этом послании и, наверное, сложно выделить самые важные. Но, я думаю, то, что отмечены очень многие болевые моменты, говорит о том, что президент отслеживает и критику в адрес нынешней власти, и озабоченность общественности многими моментами, и несовершенство системы управления.

Реформы помогут сосредоточить власть в руках президента
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:54 0:00
Скачать

Дэмис Поландов: Арда, в частности, часто критикуют Александра Анкваба за то, что он не выполняет своих обещаний. И вроде бы в его послании речь идет о выполнении ряда обещаний, которые он давал во время президентских выборов, в частности, о реформе исполнительной власти. Сегодня он говорил о том, что нужно упразднить должность премьер-министра, вице-премьера, создать единую администрацию. Как вы относитесь к этим изменениям, и насколько они оправданы?

Арда Инал-ипа: Я хочу сказать, что пока это обещания, а не реальный законопроект, хотя намерения озвучены. Относительно намерений можно сказать, что, действительно, планируется выполнить обещания о сокращении чиновничьего аппарата. Но, с другой стороны, я не услышала озвучивания таких важных моментов, как установление более сбалансированного распределения полномочий между ветвями власти. Я не увидела предложений по усилению парламента. Мне кажется, что предполагаемые реформы направлены не только на сокращение аппарата управления, но и на укрепление исполнительной власти, и похожи на большее сосредоточение власти в руках президента.

Дэмис Поландов: То есть вы считаете, что то, что Александр Анкваб делает упор на избираемые должности, насколько я понимаю, он хочет оставить президента и наделить реальными полномочиями вице-президента, убрав премьер-министра. Это, фактически, означает усиление исполнительной власти, и парламент отодвигается в сторону. Как вы считаете, как парламент к этому отнесется?

Арда Инал-ипа: Во всяком случае, я не видела в мотивации моментов, которые говорили бы о более конструктивных взаимоотношениях с парламентом и об усилении его роли. Я думаю, что у парламента другая повестка дня, которую иногда озвучивали некоторые депутаты, и я знаю, что у многих, напротив, планы содержат решение, направленное на укрепление парламентской власти в Абхазии. Данная инициатива президента, конечно, не будет просто воспринята, и будет очень интересный обмен мнениями, аргументами и спор о том, какой должна быть конфигурация высшей власти в Абхазии.

Дэмис Поландов: Арда, Александр Анкваб говорил и о создании Конституционного суда, то есть это тоже очень старый разговор, и пока это было лишь обращение к парламенту, мол, есть законопроект, ваша функция его принять. Как вы считаете, каковы перспективы создания Конституционного суда, и насколько у него есть шанс стать реальной силой в Абхазии?

Арда Инал-ипа: То, что до сих пор не было Конституционного суда, конечно, большой пробел в нашем законодательстве. Правда, какие-то полномочия Конституционного суда есть у Верховного суда Республики Абхазия, но в силу того, что ни разу подобные полномочия не выполнялись Верховным судом, можно сказать, что фактически эти функции в нашем государстве не выполняются. Поэтому появление такого института очень важно. Мы все знаем, что неоднократно стоял вопрос именно о таком толковании каких-то конституционных законов и вопросов, касающихся конституции. Все это вызывало достаточную напряженность в обществе. На самом деле президент говорит, что "мяч" находится сейчас на стороне парламента. Я думаю, что парламент мог бы более активно продвигать этот вопрос, и надеюсь, что данное послание стимулирует подобную работу.

Дэмис Поландов: Арда, еще один вопрос. Он, скорее, глобальный, потому что Александр Анкваб заявил об абсолютной бесполезности создавать "иллюзорные, ничем не подкрепленные так называемые стратегические программы развития, рассчитанные на долгосрочную перспективу". Их реализация, по словам Александра Анкваба, в современных условиях нереальна. Вы согласны с этим мнением?

Арда Инал-ипа: Нет, я хотела бы поспорить с этим мнением, потому что я частично согласна с тем, что, действительно, находясь в таком зависимом положении, в каком сейчас находится Абхазия в экономическом, политическом и в плане обороноспособности, тем не менее Абхазия должна иметь свое собственное видение наиболее благоприятного развития, свои собственные ориентиры, какую-то долгосрочную повестку дня. Я не согласна с тем, что если сегодня какие-то планы не являются реалистичными, то не надо устанавливать эти ориентиры и как-то обозначать эти векторы. Мне кажется, что очень важно, чтобы общество знало, к какому политическому и экономическому будущему мы все стремимся, какой план мы реализуем. Все-таки ориентироваться на какие-то краткосрочные планы, связанные с тем или иным масштабом экономической помощи, не совсем правильный подход к построению политики нашего государства. Я считаю, что мы обязательно должны обозначать приоритеты, даже если сейчас какие-то моменты недостижимы.

Что касается института несменяемости судей, президент говорит о том, что сейчас нет достаточных условий для того, чтобы этот институт действовал эффективно. Но мне кажется, если бы он сказал, что это желаемое будущее, и что мы понимаем, что независимая судебная власть одна из основ демократического правового государства, и что мы к этому стремимся, может быть, не сегодня, но мы к этому готовы, я считаю, это было бы более правильным.
XS
SM
MD
LG