Accessibility links

Церковный многоугольник


Архимандрит Дорофей рассказал о теневых схемах дележа власти над церковной территорией Абхазии
Архимандрит Дорофей рассказал о теневых схемах дележа власти над церковной территорией Абхазии
На церковном "фронте" в Абхазии без перемен. Вот уже полтора года в стране существуют две православные организации – Сухумская и Пицундская епархия и учрежденная церковно-народным собранием в мае 2011 года Священная митрополия Абхазии (СМА). Причем, если заглянуть в предысторию этого раскола клириков и мирян Абхазской православной церкви, он, с участием тех же самых главных действующих лиц, мог произойти еще на шесть лет раньше, но тогда его удалось временно урегулировать, найдя компромиссное решение. Иными словами, его можно было бы назвать "отложенным" на тот момент расколом. Что же касается перспектив, то, смею предположить, нынешнее конфликтное положение будет тянуться еще долго. И, как ни парадоксально это звучит, может быть, пролонгация этой неестественной ситуации в православной общине республики наименьшее из возможных зол для общества в целом. К тому же оглядываясь на другие расколы, в светских организациях Абхазии, и не только Абхазии, видишь, что, учитывая и человеческое честолюбие, и другие моменты, многолетнее сосуществование в них параллельных структур нередко оказывается наиболее… устойчивым. Точнее, придающим существованию и функционированию этих организаций устойчивость.

Периоды обострений в противостоянии епархии и СМА, которые сопровождаются массовыми мероприятиями, пресс-конференциями представителей сторон, сменяются периодами затишья, в течение которых общество, живущее, конечно, другими заботами и проблемами, вспоминает об этом противостоянии лишь после громких публикаций. Вот сейчас, например, немало возмущений в абхазской блогосфере вызвала опубликованная в интернете статья "Осторожно: раскол в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре", подписанная: "Леонид Костаненко, г. Краснодар, Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии". Я не ошибся, сказав "возмущений", хотя среди комментаторов на сайтах были, судя по их текстам, отнюдь не только сторонники СМА, против которой направлена публикация. Дело в том, что автор излагает свою позицию с такой грубой тенденциозностью, с такими логическими неувязками и таким количеством "передержек", что эта позиция отвращает от себя и людей, в общем-то, нейтральных.

Церковный многоугольник
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:37 0:00
Скачать

К достоинствам статьи я бы отнес разве что ее информативность. Во всяком случае, мне было интересно узнать, что основанный русскими монахами в 1875 году Симоно-Кананитский монастырь в Новом Афоне располагался на канонической территории Абхазской епархии, которая была основана в 1851 году и реорганизована в 1885-м в Сухумскую. Ее территория простиралась от Анапы на севере до современной границы с Грузией на юге. В таком виде епархия просуществовала до 1917 года. К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Общая участь постигла и Симоно-Кананитскую обитель. До грузино-абхазской войны монастырь, в котором в советское время располагалась турбаза, возродить не успели. В сентябре 1993 г. в Абхазию прибыл игумен Петр (Пиголь), бывший настоятель подворья Афонского монастыря в Москве. Он встретился с абхазскими политическими лидерами и предложил им сделать все возможное, чтобы восстановить монастырь. Весной 1994 г. он снова приехал в Абхазию, но уже с послушниками и гуманитарной помощью для нуждающихся. Прибывшая братия поселилась в одном из корпусов Ново-Афонской обители. Послушники стали приводить в порядок все здания монастыря, и очень скоро там возобновилась монашеская жизнь. 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы была совершена первая литургия в храме Симона Кананита. На богослужения в обитель стали приходить местные жители…

Но вот Леонид Костаненко переходит к современному положению в монастыре, который стал яблоком раздора, и который он в самом начале своей статьи призывает паломнические службы и отдельных паломников не посещать и уж тем более не принимать участие в богослужениях и таинствах, там совершаемых (поскольку, мол, тот раскольнический). И вот какая лексика в его эпистоле появляется: "С начала 2000-х годов, в нарушение первоначального устава, никем не избранные (за отсутствием братии) у кормила управлением монастырем Симона Кананита встали молодые монахи-абхазы, новоиспеченные выпускники Московской духовной академии: иеромонахи Андрей Ампар и Дорофей Дбар. Поначалу их деятельность даже внушала некий оптимизм… Однако вскоре, прельстившись честолюбивыми мечтами и националистической политикой, молодые священники пустились в преждевременные искания автокефалии". Эти "недоросли", как их именует Костаненко, "15 мая 2011 года собрали печально известное "церковно-народное собрание", значительную часть которого составляли туристы, неверующие и даже мусульмане-ваххабиты. На этом сборище "младоепископы" заявили о создании Священной митрополии Абхазии с кафедрой в Новоафонском монастыре. Председателем был избран о. Дорофей Дбар. Можно только ужаснуться происшедшему: славная русская монашеская обитель сделалась вертепом раскольников… В то же время "младоепископы", которые обросли некоторым числом своих сторонников, большинство из которых составляют их прямые и косвенные родственники, часть интеллигенции и политической элиты, усиленно обивают пороги Вселенской Патриархии, судорожно уповая получить желанную автокефалию (читай – епископский сан)".

"Представляется конструктивным, – заключает статью Костаненко, – привлечь к данной теме внимание широкой российской общественности, создать попечительский совет монастыря и содействовать его возвращению в юрисдикцию Русской Православной Церкви, подлинным детищем которой он по праву является".

У многих комментаторов вызвала негодование характеристика автором состава церковно-народного собрания, которого противники СМА называли в свое время даже оскорбительным словом "сборище". Да, было среди его участников и несколько неверующих, и мусульман (но какие ваххабиты?), которые, впрочем, не принимали участия в голосовании. Но это было проявлением интереса к собранию всего абхазского общества, что же тут ужасного?!

А вот мнение абхазского общественного деятеля и блогера Батала Кобахия в его Живом Журнале: "Попалась мне тут одна статья, провинциальная и по духу, и по содержанию, и по посылам, звучащим в ней... Главное – я не понял, что там автор хочет сказать в лоб? Чтобы мы поминали в службах имя грузинского патриарха? Или чтобы мы спокойно вернулись в лоно Грузинской церкви, а РПЦ отвалили бы земли и строения Ново-Афонского монастыря на том основании, что Россия является правопреемницей имперской России… Значит, весь этот сыр-бор с неприятием автокефалии Абхазской церкви, с неприятием вообще православной церкви и чувств верующих был связан не с верой собственно, а всего лишь продиктован материальными инстинктами. Хотим, мол, пол-Афона, и монастырские строения все к нему в придачу, и вообще все, что было там построено в период с XIX века. Не менее. И ради такой откупной они готовы насильственно нас ввергнуть в лоно Грузинской церкви. Вот тебе и реальность. Ну, хорошо, что, наконец, артикулировали через кубанских писателей и радетелей "истинной" веры свои чаяния".

Между тем архимандрит Дорофей (Дбар) в интервью официальному сайту СМА рассказал о теневых схемах дележа власти над церковной территорией Абхазии. По его словам, решение этого вопроса в рамках Русской Православной Церкви продвигается в одном направлении – в тайных переговорах с Грузинской Православной Церковью, результатом чего должен стать компромисс между РПЦ и ГПЦ о так называемой двойной юрисдиции (ГПЦ отдает во временное управление территорию Абхазии Московской патриархии). Причем все это происходило и происходит без всякого участия абхазской стороны, за ее спиной. Но ГПЦ на подобные предложения всегда отвечала категорическим отказом. Так, на встрече в Киеве в июле 2011 года патриархов Кирилла и Илии Второго произошло то же самое, грузинская сторона попросила российскую оставить эту идею и лучше помочь осуществлению поездки Илии Второго в Абхазию.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG