Accessibility links

Юбилей "Бомбсбросьевича"


В самой Грузии "крцанисский затворник" в последнее десятилетие был крайне непопулярен и поругаем
В самой Грузии "крцанисский затворник" в последнее десятилетие был крайне непопулярен и поругаем
Уходящий январь оказался весьма щедр на юбилеи интересных для аудитории "Эхо Кавказа" личностей. Так, 8 числа в Грузии с большой помпой отметили 80-летие и 35-летие интронизации патриарха-католикоса всея Грузии Илии Второго. К тому же последующие события – его визит для получения премии в Москву и встреча с президентом России – подогрели интерес к этой персоне. Хотя, не скрою, трудно было без боли смотреть на Святейшего и Блаженнейшего, глядя в субботу 26 января утреннюю передачу Первого российского телеканала "Пастырское слово": после совместной торжественной литургии 22 января в патриаршем Успенском соборе московского Кремля он еле стоял, слушая патриарха Московского и всея Руси Кирилла, потом присел, потом его подняли, чтобы он стоя слушал обращенные к нему лично слова Кирилла, передававшего "в знак любви к Грузинской Православной Церкви частицу мощей святого благоверного великого князя Александра Невского"… Да, слишком большая нагрузка, видимо, выпала в дни визита на престарелого патриарха-католикоса…

Не знаю, как чувствовал себя 25 января, в день своего 85-летнего юбилея, экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, ибо никаких телекадров об этом видеть не довелось, но телесюжеты с ним, которые видел в последние годы, давали основание полагать, что Эдуард Амвросиевич, который старше Илии на 5 лет, находится в лучшей, чем тот, физической форме. А вообще я нашел в Рунете всего пять сообщений об этом юбилее; из сегодняшних зарубежных лидеров его поздравил, насколько знаю, только Ильхам Алиев. Да оно и неудивительно, что эта дата оказалась почти незамеченной: ведь и в самой Грузии "крцанисский затворник" в последнее десятилетие был крайне непопулярен и поругаем.

Какой контраст с 75-летием со дня рождения поэта, исполнителя, актера Владимира Высоцкого, который отмечался в тот же самый день, в минувшую пятницу, не только в России, но и на всем, думаю, постсоветском пространстве! Да, можно закормить даже Высоцким, как, похоже, закормили им своих телезрителей 25-26 января российские федеральные каналы. Но сейчас речь не об этом, а о том, что, на мой взгляд, Шеварднадзе и родившийся ровно спустя десятилетие после него и ушедший из жизни уже почти 33 года назад Высоцкий – это два антипода.

Достаточно ли, впрочем, этого сходства в датах рождения – 25.01.1928 и 25. 01. 1938 – для сопоставления личностей из столь разных сфер деятельности? Не логичнее ли было бы сравнивать Эдуарда Амвросиевича, скажем, с другим известным нам политиком-долгожителем – Уинстоном Черчиллем, который прожил 90 лет и в 80 был премьер-министром Великобритании (Шеварднадзе был президентом Грузии в 75)? Что ж, можно и такое сопоставление провести, хотя ясно, что масштабы личностей тут несравнимы. Черчилль – помимо прочего, еще и лауреат Нобелевской премии по литературе, Шеварднадзе же если и запомнился какими-то своими словами, вроде "солнца, встающего на севере", то вряд ли ему они – повод для гордости.

Но нет, коль уж начал сравнительные характеристики Высоцкого и Шеварднадзе (в юбилее покойного множеству людей хотелось "засветиться" и что-то сказать, юбилей живого прошел "втихомолку"), то продолжу. Кто-то, конечно, скажет: творческая личность, деятель искусства всегда в выигрышном положении перед государственным деятелем, политиком, ибо последний неизбежно задевает чьи-то интересы и не может быть "червонцем, чтобы нравиться всем". Но в данном случае слишком бросаются в глаза яркость и свобода духа первого и тусклость второго.

Я бы, впрочем, не опускал Шеварднадзе ниже плинтуса, как делают это многие сегодня в грузинском обществе (сужу по блогосфере), в частности назначив "виновным за потерю Абхазии" в 1992-1993 годах. Да, в Абхазии его ненавидят за "смерти, кровь, слезы матерей" тех лет так же, как в Южной Осетии ненавидят Звиада Гамсахурдиа и Михаила Саакашвили. В те годы к хорошо известным в мире прозвищам Эдуарда Амвросиевича – "Белый лис", "Шеви" – в Абхазии прибавили и такое: "Бомбсбросьевич". При этом, однако, он не был "ястребом". От некоторых южных осетин мне доводилось слышать, что они – "сепаратисты поневоле". Что не будь безумных гамсахурдиевских "походов" на Цхинвал и давления на осетин, живших по всей Грузии, Южная Осетия, нельзя исключать, могла остаться более или менее спокойным регионом, населенным нацменьшинством, подобно районам с армянским и азербайджанским населением в той же Грузии, лезгинским – в Азербайджане; память о резне 1920 года была там уже не так свежа, как в Абхазии память о попытке насильственной грузинизации середины прошлого века.

Перед вводом в августе 1992 года в Абхазию войск Госсовета Грузии, который закончился для грузин катастрофой, Шеварднадзе оказался в очень непростой ситуации. Возможно, окажись на его месте титан, незауряднейшая и прозорливая личность, он смог бы усмирить своих "ястребов" и избежать войны и исхода из Абхазии грузин, которые в 1989 году составляли почти 40 процентов ее населения. Но Шеварднадзе никогда не был "титаном". То, что в мире зачисляют в его актив: разрушение в бытность министром иностранных дел СССР Берлинской стены, окончание холодной войны и т.д. – отнюдь не требовало от него каких-то выдающихся качеств сильного лидера, да и играл он в тех процессах все же не первую скрипку.

В то же время во многом сравнение со свергшим его Саакашвили оказывается в пользу Шеварднадзе. Хоть он и спасся в конце сентября 93-го из Сухума на российском военном вертолете, бросив там своих соратников в Доме правительства, но, по крайней мере, не бегал так панически от самолета в небе. И не проявлял таких самовлюбленности и хвастовства, какими щедро наделен Миша. Кстати, когда последний и его сторонники без устали напоминают грузинскому обществу, как при Шеварднадзе "сидели без света", "еле выживали" и т.д., им хочется возразить, что тяжелейшая экономическая ситуация была в те годы почти на всем постсоветском пространстве…

А вот когда пару лет назад политический пенсионер Шеварднадзе вдруг поддержал предложение политолога Мамуки Арешидзе о признании независимости Абхазии (с соответствующими оговорками), а потом, испугавшись гневной реакции грузинской общественности, в интервью "Эхо Москвы" сделал вид, что ничего такого не говорил, это лишний раз подтвердило, что он далеко не титан…

"И вообще России после Петра Первого не везло с царями", – резонерствовал на уроке истории школьник в советском фильме 1969 года "Доживем до понедельника". В сегодняшней России эта фраза уже не выглядит столь убедительно, как почти полвека назад, ибо на многое и многих теперь новый взгляд. А вот что касается постсоветской Грузии, то тут со всеми правителями не везло пока просто катастрофически.

Абхазский политолог Спартак Жидков на днях написал: "Грузия 2013 года явственно напоминает Грузию 1992 года. Прошел двадцать один год с момента свержения Звиада Гамсахурдия, политическим наследником которого был Михаил Саакашвили. А Бидзина Иванишвили – политический преемник Эдуарда Шеварднадзе, и, думается, неслучайно в правительстве, которое возглавил Иванишвили, два министра занимали соответствующие посты при Шеварднадзе. И если победа Саакашвили в "революции роз" 2003 года не была реваншем звиадистов, то в 2012 году можно с полной определенностью сказать: сторонники Шеварднадзе могут считать себя отомщенными".

Отомщенными – в какой-то степени да. Но вот поднимать самого Шеварднадзе "на щит" вряд ли, мне кажется, кто-то в сегодняшнем грузинском обществе будет. Уж очень не годится эта фигура для "знамен".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG