Accessibility links

Энергия энергетиков


В Абхазии по-прежнему в центре общественного внимания проблемы электроэнергетической отрасли
В Абхазии по-прежнему в центре общественного внимания проблемы электроэнергетической отрасли
В Абхазии по-прежнему в центре общественного внимания проблемы электроэнергетической отрасли и повышение тарифов на электричество, но, похоже, страсти уже идут на убыль.

Сегодня утром у меня дома побывала контролер СУЭС. Эту женщину в нашем коммунальном доме знают уже много лет и воспринимают как старую знакомую, друга многих семей. Она посмотрела данные нашего квартирного электросчетчика, и я расплатился за последние месяцы. Вышло примерно так, как и предполагал: в прошлом году, до повышения тарифов с 30 до 60 копеек за киловатт-час, то есть с одного до двух центов США, у нас в квартире в месяц набегало около ста рублей, нынче, после повышения, эта сумма соответственно увеличится вдвое. Но понятно, что речь идет о среднегодовой сумме. Зимой, поскольку почти все в Абхазии перешли на отопление электропечками, она значительно выше. Тереза, так зовут нашего контролера, вспомнила о том, как несколько лет назад последнее повышение электротарифов прошло в республике практически безболезненно, потому что было не с 1 января, как обычно делается, а с 1 мая.

Я не мог не воспользоваться приходом Терезы, чтоб не поговорить с ней о ее видении тех "тарифных" проблем, которые ныне бурно обсуждаются в обществе. Конечно, власти плохо просчитали ситуацию. Если бы они пошли навстречу требованиям энергетиков о повышении зарплаты раньше и повышали бы для этого тарифы на электроэнергию поэтапно, потихоньку и, как советует Тереза, весной, и одновременно с Нового года смогли бы повысить зарплаты бюджетникам, наверняка не было бы столь острой реакции потребителей. Кстати, в прошлом декабре власти обещали, что после заседания межправительственной российско-абхазской комиссии в конце января будет решен вопрос о повышении зарплат, но вот уже почти середина февраля, а ничего об этом заседании пока не слышно. В то же время, когда я прочел в абхазской прессе, что продолжается сбор подписей за отмену повышения тарифов на электроэнергию, и их собрано уже около десяти тысяч, подумал: "Эту бы энергию, по сбору подписей, да в полезных целях! Ну, ясно же, что правительство в крайнем случае может пойти на отсрочку повышения на месяц-два, но не больше, и "замораживать" электротарифы, как и любые другие, - это против законов рыночной экономики. И ясно, что любой плательщик во всем мире будет, конечно, против повышения любого тарифа, так что непонятно, что доказывают эти подписи".

Энергия энергетиков
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:02 0:00
Скачать

А вот если бы – маниловские, конечно, мечты – оппозиция и власть объединились в совместном "наезде" на злостных неплательщиков за электроэнергию! А сколько еще тех, кто ее без зазрения совести ворует с помощью разнообразных самовольных подключений! В СУЭС мне сказали, что в прошлом году в столице оплатили чуть больше 70% потребленной электроэнергии. А вот в целом по Абхазии было оплачено всего 47%. Не платят целыми селами – коллективная, так сказать, безответственность…

Ну, а если вернуться к обсуждению в обществе всех проблем отрасли, то остроту абхазской аджики ему придали, напомню, неожиданное признание в парламенте гендиректора госкомпании "Черноморэнерго" Резо Зантария в том, что он является соинвестором частного проекта по восстановлению СухумГЭС, и недоумение по этому поводу, высказанное в ходе пресс-конференции премьер-министром Леонидом Лакербая. А пикантную изюминку – упрек в заявлении партии "Форум народного единства Абхазии", что при плачевном состоянии отрасли "Черноморэнерго" приобрела… самолет (потом выяснилось, что мотодельтаплан для облета электролиний; "Форуму" давно уже, кстати, надо обратить внимание на редактирование текстов своих заявлений и перепроверку излагаемых в них фактов). Любопытно, что в последних своих номерах сразу два республиканских еженедельника, не сговариваясь, в одном и том же ключе обыграли этот самый дельтаплан.. "Нужная газета" поместила первополосную публикацию под заголовком "Наверно, только дельтаплан поможет мне…", а "Эхо Абхазии" – весь текст песни "Полет на дельтаплане" в переделанном виде, где, естественно, Резо Зантария, улетая на экзотическом транспортном средстве "к истокам горных рек", жалуется на непонимание общественностью.

На прошлой неделе я рассказывал вам, что, по имеющимся у меня сведениям, руководитель "Черноморэнерго" обратился в ГИА "Апсныпресс" с намерением изложить свою точку зрения. Но дальнейшие события показали: он не стал вступать в полемику с премьер-министром, что было бы и для него, и для всей властной команды весьма неразумно, и вообще не стал вновь "высовываться". Вместо этого через пару дней на сайте "Апсныпресс" появилось обращение коллектива госкомпании. Затем руководители отрасли, в отсутствие Зантария, были участниками телепередачи на Абхазском телевидении с ведущим Алхасом Манаргия.

В пятницу, 8 февраля, в ГК "Черноморэнерго" состоялось собрание работников энергетической отрасли из всех районов республики, в котором принял участие и спикер парламента Валерий Бганба. Выступления сотрудников и руководства компании сводились к тому, что и так, в общем-то, неоднократно озвучивалось гендиректором: в энергетической сфере низкий уровень заработной платы, несопоставимый с объемом работы и с опасностью для жизни. В своем эмоциональном выступлении главный инженер ГК "Черноморэнерго" Тимур Кация, работающий в энергетической сфере 33 года, отметил, что, "если из стоящих здесь высококвалифицированных специалистов 10 человек уйдут, вся энергетика станет". Мы хотим, сказал он, сохранить коллектив, который с таким трудом сформировали. Моя задача как главного инженера и моих сотрудников от генерации до лампочки потребителя довести электроэнергию в хорошем качестве. Для того чтобы огромная технологическая цепочка работала бесперебойно, нужны "мозги", обслуживающие то оборудование, которое у нас есть. И все это делают люди, стоящие сегодня здесь. Мы с трудом находили их: посылали на учебу, обучали сами на месте. В течение последних пяти лет мы в конце каждого года обещаем им повышение зарплаты. У всех есть семьи, которые нужно содержать. А мы их, получается, обманывали. За последние несколько месяцев от нас ушло шесть сотрудников. Трудно удержать специалистов при низкой зарплате. И вот долгожданное повышение зарплаты висит в воздухе…

Наряду с сообщением в "Апсныпрессе" об этом собрании появился и репортаж о нем Натальи Шульгиной в газете "Республика Абхазия", в котором содержится немало интересных подробностей. Энергетики говорили, что они прекрасно понимают: вопрос повышения тарифов некоторые граждане пытаются политизировать и перевести из русла государственного в русло обсуждения личности гендиректора Резо Зантария. Не надо делать из этого политику, говорил все тот же Тимур Кация, поверьте, даже если Зантария уйдет с работы, вопрос о повышении тарифов не будет снят с повестки дня. Нас не слышат и не хотят слышать, поэтому мы вынуждены бороться за свои права…

По словам участников собрания, СухумГЭС принадлежала и принадлежит ГК "Черноморэнерго". Руководство госкомпании неоднократно пыталось привлечь инвесторов с целью восстановления гидроэнергетики, в том числе и СухумГЭС, однако, увидев состояние наших гидростанций и объемы требуемых капиталовложений, частные предприниматели теряли к ним интерес. Еще пара лет – и о существовании СухумГЭС вообще можно было бы забыть. Однако после неоднократных переговоров с инвесторами Р. Зантария смог убедить их в целесообразности инвестирования данного проекта. При этом одним из условий гарантии стало его обязательное участие в данном проекте – но не как инвестора, а как технического исполнителя – координатора проекта, поскольку эта сфера ему профессионально близка.

Но меня, пишет Наталья Шульгина, интересовало другое: получается, что Зантария сам себя оболгал на заседании парламента?

– У Резо Платоновича непростой характер. Он сложный человек в общении и часто перегибает палку. Не имея опыта в политических дебатах, в своем эмоциональном выступлении в парламенте он, скорее всего, допустил какую-то ошибку, а потом его просто-напросто спровоцировали, и он, вспылив, наговорил лишнего. Стоит подчеркнуть, что "Черноморэнерго" в его нынешнем состоянии – это плод работы лично Р. Зантария, который знает, как надо организовать работу и руководить коллективом. Где вы еще встретите руководителя, который сам бы перетаскивал кабель и поднимался на высоковольтные опоры?! Он как никто другой знает все проблемы энергосистемы Абхазии и умеет принимать жесткие решения в интересах дела, – сказал Т. Кация.

В общем, у меня такое ощущение, что тучи над Резо Зантария, "наговорившим лишнего", все же начинают рассеиваться.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG