Сегодня политическая партия "Единство" поздравила югоосетинский ОМОН с 21-й годовщиной со дня образования: "Подразделения ОМОНа на протяжении 20-летней агрессии Грузии против осетинского народа демонстрировали беспримерную воинскую доблесть и профессионализм. Бойцы ОМОНа первыми принимали на себя удар врага и всегда с честью выходили из самых сложных военных операций. Вечная слава легендарным героям ОМОНа Южной Осетии!"
Бесспорно, так и есть, но это лишь половина правды или, скажем так, лишь одна сторона медали. Есть и другая. Эта история началась, когда после окончания активной фазы конфликта в начале 90-х городские парни ушли из ОМОНа, а их место заняли ребята из окрестных деревень, в общем-то, не очень обремененные личными связями с горожанами, зато всегда их недолюбливавшие за высокомерие, ничем в их понимании не оправданный снобизм перед сельскими.
Тогда и началась новая эра ОМОНа как самостоятельной группировки, силы, карающей людей без суда и следствия по своему усмотрению, эра особых отношений с властью, где вчерашние защитники уже выполняют заказы по преследованию политических оппонентов режима и получают за это преференции.
Местные говорят: тогда ОМОН противопоставили обществу, противопоставили ветеранам, которые, надо сказать, тоже не были святыми и жили не столько по закону, сколько по собственным представлениям о справедливости. Но они не представляли государство, не были служителями закона и вправе были рассчитывать на беспристрастный суд, а не внесудебные расстрелы под видом спецопераций, как это было в Присе.
Тогда же появляются маски на лицах защитников отечества и цхинвальский анекдот по этому поводу: "Зачем вам маски, здесь вас и так никто не знает в лицо".
В этой новой жизни ОМОН проводит рейды на дорогах. Правда, в отличие от гаишников, с которыми можно поспорить, с омоновцами лучше быть полюбезнее, не то запросто можно попасть на больничную койку с вывернутой челюстью или переломанными ребрами.
Это какое-то раздвоение сознания: бойцы, с которыми еще вчера вы связывали надежду на спасение и молились богу, чтобы у них все получилось, теперь унижают и нещадно бьют вас ни за что, просто чтобы продемонстрировать, кто здесь хозяин положения, и что зря вы попытались возразить. Или еще хуже: бьют за дело, за то, что вы осмелились напомнить о своих правах властям предержащим.
И вот когда в вашем восприятии этих бойцов уже почти все стало на свои места, когда вы уже готовы посылать проклятия на их головы, они снова идут в бой, и вы снова молитесь, чтобы бог защитил их, помог им выстоять. А потом снова, еще не успев привыкнуть к мирной жизни, вы гнете спину, потому что стоять прямо после удара в печень нет никаких сил.
Многие, с кем я общался, говорят: мол, вся беда в том, что у нас спецподразделение МВД выполняет несвойственные ему функции. Это все равно что топором постригать ногти – неминуемо оттяпаешь руку там, где нужно подправить ноготок.
Пару недель назад президент Леонид Тибилов на совещании с силовиками указал, что ОМОН явно превышает свои полномочия, и потребовал исправить ситуацию. С тех пор количество бойцов на перекрестках Цхинвала резко сократилось, и местное население теперь гадает, надолго ли?
Мне кажется, ОМОН – это не просто спецподразделение МВД, это часть истории отношений в югоосетинском обществе, отношений власти и общества, где все балансирует на грани искренней благодарности и не менее искренних упреков.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Бесспорно, так и есть, но это лишь половина правды или, скажем так, лишь одна сторона медали. Есть и другая. Эта история началась, когда после окончания активной фазы конфликта в начале 90-х городские парни ушли из ОМОНа, а их место заняли ребята из окрестных деревень, в общем-то, не очень обремененные личными связями с горожанами, зато всегда их недолюбливавшие за высокомерие, ничем в их понимании не оправданный снобизм перед сельскими.
Тогда и началась новая эра ОМОНа как самостоятельной группировки, силы, карающей людей без суда и следствия по своему усмотрению, эра особых отношений с властью, где вчерашние защитники уже выполняют заказы по преследованию политических оппонентов режима и получают за это преференции.
Местные говорят: тогда ОМОН противопоставили обществу, противопоставили ветеранам, которые, надо сказать, тоже не были святыми и жили не столько по закону, сколько по собственным представлениям о справедливости. Но они не представляли государство, не были служителями закона и вправе были рассчитывать на беспристрастный суд, а не внесудебные расстрелы под видом спецопераций, как это было в Присе.
Тогда же появляются маски на лицах защитников отечества и цхинвальский анекдот по этому поводу: "Зачем вам маски, здесь вас и так никто не знает в лицо".
В этой новой жизни ОМОН проводит рейды на дорогах. Правда, в отличие от гаишников, с которыми можно поспорить, с омоновцами лучше быть полюбезнее, не то запросто можно попасть на больничную койку с вывернутой челюстью или переломанными ребрами.
Это какое-то раздвоение сознания: бойцы, с которыми еще вчера вы связывали надежду на спасение и молились богу, чтобы у них все получилось, теперь унижают и нещадно бьют вас ни за что, просто чтобы продемонстрировать, кто здесь хозяин положения, и что зря вы попытались возразить. Или еще хуже: бьют за дело, за то, что вы осмелились напомнить о своих правах властям предержащим.
И вот когда в вашем восприятии этих бойцов уже почти все стало на свои места, когда вы уже готовы посылать проклятия на их головы, они снова идут в бой, и вы снова молитесь, чтобы бог защитил их, помог им выстоять. А потом снова, еще не успев привыкнуть к мирной жизни, вы гнете спину, потому что стоять прямо после удара в печень нет никаких сил.
Многие, с кем я общался, говорят: мол, вся беда в том, что у нас спецподразделение МВД выполняет несвойственные ему функции. Это все равно что топором постригать ногти – неминуемо оттяпаешь руку там, где нужно подправить ноготок.
Пару недель назад президент Леонид Тибилов на совещании с силовиками указал, что ОМОН явно превышает свои полномочия, и потребовал исправить ситуацию. С тех пор количество бойцов на перекрестках Цхинвала резко сократилось, и местное население теперь гадает, надолго ли?
Мне кажется, ОМОН – это не просто спецподразделение МВД, это часть истории отношений в югоосетинском обществе, отношений власти и общества, где все балансирует на грани искренней благодарности и не менее искренних упреков.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия