Еще пару-тройку дней назад цепочка слов "Абхазия, Болгария, энергетика" могла вызвать у меня, пожалуй, только одну ассоциацию: "Никита Шервашидзе". Это имя бывшего министра энергетики Болгарии, несколько лет назад ушедшего из жизни потомка абхазских владетельных князей Чачба-Шервашидзе. Он стал широко известен в Абхазии после участия во всемирном конгрессе представителей абхазских аристократических фамилий. Разумеется, после него в Болгарии сменилось немало министров энергетики. И вот именно проблемы в этой отрасли вызвали в стране острейший политический кризис, приведший на днях к уличным столкновениям манифестантов с полицией и отставке правительства Бойко Борисова.
По сообщениям СМИ, к протестам болгар подтолкнули огромные счета на оплату электричества, пришедшие зимой: в ряде регионов они оказались на 100% выше счетов за те же месяцы прошлого года. Помимо Софии, протестующие вышли на улицы Пловдива, Варны и других городов. Протестующие требовали от властей разорвать контракты с основными поставщиками электроэнергии на болгарском рынке – чешскими компаниями CEZ и Energo-Pro, а также австрийской EVN. В столице демонстранты закидали правительственные здания яйцами и помидорами. Они также публично сжигали свои счета за электричество и рвали портреты премьер-министра Болгарии Бойко Борисова. Начались нападения экстремистски настроенных манифестантов на полицию, ее ответные действия... И когда позавчера я смотрел по телевизору видеокадры с окровавленным лицом одного из участников акции протеста, которые наверняка демонстрировались во множестве стран, невольно подумал о том, что будет назавтра в Сухуме.
Да, так совпало, что на следующий день, то есть в четверг, в столице Абхазии было намечено проведение акции протеста против повышения с начала года энерготарифов в два раза. Организаторы акции хотели провести ее перед зданием парламента, но им не разрешили, и место проведения было перенесено на просторную площадку перед зданием Абхаздрамтеатра. Впрочем, я сразу же подумал о том, что до болгарского накала страстей у нас дело наверняка не дойдет. В частности, и потому, что неделю назад социальную напряженность в определенной мере смягчило сообщение президента о давно обещанном повышении с начала года зарплат бюджетникам на 70%, правда, только отдельным их категориям.
Так и вышло. Собралось около ста человек с несколькими плакатами, в основном молодежь, и акция прошла спокойно и мирно. Кстати, некоторые в обществе поначалу думали, что это та самая акция, которую обещали провести после сбора 20 тысяч подписей против повышения энерготарифов представители оппозиционной партии "ФНЕА", но оказалось, что акцию инициировали группа в Фейсбуке "Мы за реформы", общественное движение "Ахьаца" и общественная организация "Молодая Абхазия". Один из выступивших, лидер ОД "Ахьаца" и председатель парламентского комитета Ахра Бжания вспомнил-таки в своей речи о событиях в Болгарии. Он отметил, что там из-за двукратного повышения тарифов правительство ушло в отставку. И подчеркнул: "Коллектив энергетиков – героический коллектив. Они сделали сложнейшую работу в послевоенное время и время восстановления нашего государства, и мы все им благодарны. Но может всем нам стоит подумать о том, что неудовлетворительные зарплаты связаны не с тарифами, а с неэффективным управлением в отрасли, отсутствием стратегического планирования, тенденцией к монополизации отрасли, слабым использованием технологий".
Участники митинга приняли резолюцию "Мы против повышения цен и за прозрачность работы государственных органов", в которой призвали правительство и президента отменить решение о повышении тарифов на электроэнергию, а также потребовали начать реальную реформу политической системы страны, опубликовать бюджеты ГК "Черноморэнерго", комитета по репатриации и Фонда по репатриации за последние 10 лет и др. "В случае игнорирования наших требований мы начнем акцию по подаче коллективных исков в судебные органы на ГК "Черноморэнерго" в связи с качеством предоставляемой продукции", – говорится в резолюции.
Между тем в связи с заявлением РПП "ФНЕА", распространенным 20 февраля, управление информации при президенте РА сообщило, что "А. Анкваб не разделяет оценки, данные "ФНЕА" относительно положения в стране. Оно, по мнению президента, несравнимо лучше того периода, когда Кабинетом министров, некоторыми ведомствами и отдельными регионами управляли руководители сегодняшней оппозиции… С учетом того, что решение о повышении тарифов на электроэнергию принято исходя из объективно сложившихся требований, а правительство Абхазии предпринимает все возможные усилия по улучшению положения работников бюджетной сферы и социально уязвимых слоев населения, президент не намерен рассматривать вопрос об отставке Кабинета министров республики Абхазия и отмене принятых тарифов".
В общем, продолжается этакий вяловатый политический пинг-понг…
Я уже не раз говорил в последнее время, что, конечно же, исполнительная власть республики во многом сама спровоцировала этот кризис, наделав немало тактических ошибок: вместо того чтобы постепенно в течение ряда лет повышать энерготарифы на 20-30%, и желательно весной-летом, когда это проходит наименее болезненно, она сделала это сразу на сто процентов с 1.01 2013, не заручившись заранее российской финансовой помощью для повышения зарплат бюджетникам. А оппозиция… Она была бы очень плохой оппозицией, если бы не воспользовалась таким подарком ей от власти и не начала "раскручивать" эту тему. И разве ее представители не правы, когда утверждают, что вместо двукратного повышения тарифов надо было заставить платить неплательщиков, коих в Абхазии более половины, а то ведь обиженные добросовестные плательщики заявляют, что теперь и они перестанут платить. Другое дело, что меня одолевают сомнения: сумела бы нынешняя оппозиция во главе с Раулем Хаджимба, находясь у власти, сделать то, что не удается властной команде во главе Александром Анквабом, как не удавалось и предыдущим. Десятки тысяч людей, привыкших к "энергетической вольнице", привыкших считать, что электричеством они имеют право пользоваться бесплатно, так же как воздухом и водой, солнечным теплом и светом, "на арапа не возьмешь"…
И, конечно, абхазские "энергетические страсти" будут восприниматься во многом по-иному, если рассмотреть их в контексте проблем электроэнергетики и тарифов в ней в других странах. Сегодня я разговорился с одним сочинцем; так вот, он долго не мог успокоиться, когда узнал, какие страсти у нас кипят уже много недель из-за повышения тарифа за электричество с 30 до 60 копеек за киловатт-час; у них-то, мол, платят 3 рубля за киловатт-час. Да, возразил я, но у вас ведь и средняя зарплата много выше. И, подумав, добавил: "А еще у нас привыкли к отоплению только электричеством и привыкли не экономить".
А еще встретил сегодня на одном из абхазских интернет-форумов такие выкладки со ссылкой на исследование, проведенное РИА-Рейтинг. Самая дорогая среди европейских стран электроэнергия в Дании, там население за 1 кВтч платит $,039 (12,01 российских рубля), следом идет Кипр – $0,36 (11,15 рубля), замыкает тройку лидеров Германия – $0,34 (10,40 рубля). В странах европейской части СНГ тарифы на электроэнергию значительно ниже. По состоянию на 1 октября 2012 года цена за 1 кВтч электроэнергии в Молдове для потребителей составляет $ 0,14 (4,27 рубля), на Украине – $ 0,04 (1,08 рубля), в России – $0,08 (2,30 рубля, но в разных регионах по-разному). Самая дешевая электроэнергия в Европе в Белоруссии – $0,03 (1 рубль). P.S. В АБХАЗИИ САМАЯ ДЕШЕВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ: 1 кВтч стоил 30 коп. (повысили до 60 коп.)
Разумеется, было бы цинично-нелепо говорить об абхазах как о неких "баловнях судьбы" после трагедии махаджирства XIX века и того, как народ стал меньшинством на своей Родине и оказался под угрозой насильственной ассимиляции в середине XX века. Но в чем-то и когда-то всем неизбежно везет. В конце XX века абхазам, выстоявшим в войне с этносом, в 40 раз превосходившим их по численности, повезло в том, что незадолго до этого на проектную мощность была выведена мощнейшая Ингурская ГЭС, причем управление ею расположено на абхазском берегу реки. И это позволило нам выжить даже в самые тяжелейшие годы блокады стран СНГ. Но, как видится, такая "благодать" нередко расслабляет и приучает к халяве.
Возвращаясь же к сопоставлению акций "энергетического протеста" в Болгарии и в Абхазии, скажу так: это не значит, что у нас "настоящих буйных мало". Не будем обращаться к избирательному противостоянию 2004-2005 годов, вспомним сравнительно недавний "штурм" парламента в августе 2009-го. Сейчас, похоже, мотивация все же не та. И аргументация противников повышения убеждает далеко не всех.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
По сообщениям СМИ, к протестам болгар подтолкнули огромные счета на оплату электричества, пришедшие зимой: в ряде регионов они оказались на 100% выше счетов за те же месяцы прошлого года. Помимо Софии, протестующие вышли на улицы Пловдива, Варны и других городов. Протестующие требовали от властей разорвать контракты с основными поставщиками электроэнергии на болгарском рынке – чешскими компаниями CEZ и Energo-Pro, а также австрийской EVN. В столице демонстранты закидали правительственные здания яйцами и помидорами. Они также публично сжигали свои счета за электричество и рвали портреты премьер-министра Болгарии Бойко Борисова. Начались нападения экстремистски настроенных манифестантов на полицию, ее ответные действия... И когда позавчера я смотрел по телевизору видеокадры с окровавленным лицом одного из участников акции протеста, которые наверняка демонстрировались во множестве стран, невольно подумал о том, что будет назавтра в Сухуме.
Да, так совпало, что на следующий день, то есть в четверг, в столице Абхазии было намечено проведение акции протеста против повышения с начала года энерготарифов в два раза. Организаторы акции хотели провести ее перед зданием парламента, но им не разрешили, и место проведения было перенесено на просторную площадку перед зданием Абхаздрамтеатра. Впрочем, я сразу же подумал о том, что до болгарского накала страстей у нас дело наверняка не дойдет. В частности, и потому, что неделю назад социальную напряженность в определенной мере смягчило сообщение президента о давно обещанном повышении с начала года зарплат бюджетникам на 70%, правда, только отдельным их категориям.
Так и вышло. Собралось около ста человек с несколькими плакатами, в основном молодежь, и акция прошла спокойно и мирно. Кстати, некоторые в обществе поначалу думали, что это та самая акция, которую обещали провести после сбора 20 тысяч подписей против повышения энерготарифов представители оппозиционной партии "ФНЕА", но оказалось, что акцию инициировали группа в Фейсбуке "Мы за реформы", общественное движение "Ахьаца" и общественная организация "Молодая Абхазия". Один из выступивших, лидер ОД "Ахьаца" и председатель парламентского комитета Ахра Бжания вспомнил-таки в своей речи о событиях в Болгарии. Он отметил, что там из-за двукратного повышения тарифов правительство ушло в отставку. И подчеркнул: "Коллектив энергетиков – героический коллектив. Они сделали сложнейшую работу в послевоенное время и время восстановления нашего государства, и мы все им благодарны. Но может всем нам стоит подумать о том, что неудовлетворительные зарплаты связаны не с тарифами, а с неэффективным управлением в отрасли, отсутствием стратегического планирования, тенденцией к монополизации отрасли, слабым использованием технологий".
Участники митинга приняли резолюцию "Мы против повышения цен и за прозрачность работы государственных органов", в которой призвали правительство и президента отменить решение о повышении тарифов на электроэнергию, а также потребовали начать реальную реформу политической системы страны, опубликовать бюджеты ГК "Черноморэнерго", комитета по репатриации и Фонда по репатриации за последние 10 лет и др. "В случае игнорирования наших требований мы начнем акцию по подаче коллективных исков в судебные органы на ГК "Черноморэнерго" в связи с качеством предоставляемой продукции", – говорится в резолюции.
Между тем в связи с заявлением РПП "ФНЕА", распространенным 20 февраля, управление информации при президенте РА сообщило, что "А. Анкваб не разделяет оценки, данные "ФНЕА" относительно положения в стране. Оно, по мнению президента, несравнимо лучше того периода, когда Кабинетом министров, некоторыми ведомствами и отдельными регионами управляли руководители сегодняшней оппозиции… С учетом того, что решение о повышении тарифов на электроэнергию принято исходя из объективно сложившихся требований, а правительство Абхазии предпринимает все возможные усилия по улучшению положения работников бюджетной сферы и социально уязвимых слоев населения, президент не намерен рассматривать вопрос об отставке Кабинета министров республики Абхазия и отмене принятых тарифов".
В общем, продолжается этакий вяловатый политический пинг-понг…
Я уже не раз говорил в последнее время, что, конечно же, исполнительная власть республики во многом сама спровоцировала этот кризис, наделав немало тактических ошибок: вместо того чтобы постепенно в течение ряда лет повышать энерготарифы на 20-30%, и желательно весной-летом, когда это проходит наименее болезненно, она сделала это сразу на сто процентов с 1.01 2013, не заручившись заранее российской финансовой помощью для повышения зарплат бюджетникам. А оппозиция… Она была бы очень плохой оппозицией, если бы не воспользовалась таким подарком ей от власти и не начала "раскручивать" эту тему. И разве ее представители не правы, когда утверждают, что вместо двукратного повышения тарифов надо было заставить платить неплательщиков, коих в Абхазии более половины, а то ведь обиженные добросовестные плательщики заявляют, что теперь и они перестанут платить. Другое дело, что меня одолевают сомнения: сумела бы нынешняя оппозиция во главе с Раулем Хаджимба, находясь у власти, сделать то, что не удается властной команде во главе Александром Анквабом, как не удавалось и предыдущим. Десятки тысяч людей, привыкших к "энергетической вольнице", привыкших считать, что электричеством они имеют право пользоваться бесплатно, так же как воздухом и водой, солнечным теплом и светом, "на арапа не возьмешь"…
И, конечно, абхазские "энергетические страсти" будут восприниматься во многом по-иному, если рассмотреть их в контексте проблем электроэнергетики и тарифов в ней в других странах. Сегодня я разговорился с одним сочинцем; так вот, он долго не мог успокоиться, когда узнал, какие страсти у нас кипят уже много недель из-за повышения тарифа за электричество с 30 до 60 копеек за киловатт-час; у них-то, мол, платят 3 рубля за киловатт-час. Да, возразил я, но у вас ведь и средняя зарплата много выше. И, подумав, добавил: "А еще у нас привыкли к отоплению только электричеством и привыкли не экономить".
А еще встретил сегодня на одном из абхазских интернет-форумов такие выкладки со ссылкой на исследование, проведенное РИА-Рейтинг. Самая дорогая среди европейских стран электроэнергия в Дании, там население за 1 кВтч платит $,039 (12,01 российских рубля), следом идет Кипр – $0,36 (11,15 рубля), замыкает тройку лидеров Германия – $0,34 (10,40 рубля). В странах европейской части СНГ тарифы на электроэнергию значительно ниже. По состоянию на 1 октября 2012 года цена за 1 кВтч электроэнергии в Молдове для потребителей составляет $ 0,14 (4,27 рубля), на Украине – $ 0,04 (1,08 рубля), в России – $0,08 (2,30 рубля, но в разных регионах по-разному). Самая дешевая электроэнергия в Европе в Белоруссии – $0,03 (1 рубль). P.S. В АБХАЗИИ САМАЯ ДЕШЕВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ: 1 кВтч стоил 30 коп. (повысили до 60 коп.)
Разумеется, было бы цинично-нелепо говорить об абхазах как о неких "баловнях судьбы" после трагедии махаджирства XIX века и того, как народ стал меньшинством на своей Родине и оказался под угрозой насильственной ассимиляции в середине XX века. Но в чем-то и когда-то всем неизбежно везет. В конце XX века абхазам, выстоявшим в войне с этносом, в 40 раз превосходившим их по численности, повезло в том, что незадолго до этого на проектную мощность была выведена мощнейшая Ингурская ГЭС, причем управление ею расположено на абхазском берегу реки. И это позволило нам выжить даже в самые тяжелейшие годы блокады стран СНГ. Но, как видится, такая "благодать" нередко расслабляет и приучает к халяве.
Возвращаясь же к сопоставлению акций "энергетического протеста" в Болгарии и в Абхазии, скажу так: это не значит, что у нас "настоящих буйных мало". Не будем обращаться к избирательному противостоянию 2004-2005 годов, вспомним сравнительно недавний "штурм" парламента в августе 2009-го. Сейчас, похоже, мотивация все же не та. И аргументация противников повышения убеждает далеко не всех.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия