Accessibility links

Геноцид как аргумент против российско-грузинского сближения


Выбором в пользу отделения от Грузии как единственно возможным способом сохранить этнос в Южной Осетии отвечают на обвинения в сепаратизме
Выбором в пользу отделения от Грузии как единственно возможным способом сохранить этнос в Южной Осетии отвечают на обвинения в сепаратизме
В югоосетинском парламенте начала работу специальная комиссия, цель которой – дать политико-правовую оценку военным действиям Грузии против республики в 2004-2008 годах.

Председатель комиссии, спикер югоосетинского парламента Станислав Кочиев сообщил мне, что комиссия уже приступила к сбору и изучению материалов. Предположительно, ее выводы будут представлены парламенту 27 марта:

"Нам необходимо дать политико-правовую оценку агрессии со стороны Грузии с 2004-го по 2008-й годы, поскольку ранее предшествовавшим событиям парламентом уже была дана соответствующая оценка".

"Эхо Кавказа": Такое впечатление, что в парламенте идет подготовка к признанию геноцида осетин со стороны Грузии.

Станислав Кочиев: Несомненно, это так. Над нами учинили геноцид, и это должно получить свое отражение в итоговом документе. У нас пока состоялось первое заседание комиссии, второе будет во вторник, и там будет конкретизировано, в каком аспекте подать этот документ. Нам нужна, прежде всего, фабула этого действия, поэтому и была создана комиссия.

Геноцид как аргумент против российско-грузинского сближения
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:41 0:00
Скачать

Оценка трагических для осетин событий, начиная с двадцатого года прошлого века, как геноцида со стороны Грузии звучит в выступлениях местных властей, историков, политологов не первый год. Выбором в пользу отделения от Грузии как единственно возможным способом сохранить этнос местное экспертное сообщество отвечает на обвинения в сепаратизме. Остается только удивляться, почему парламент так долго тянул с признанием геноцида осетин. По времени начало этого процесса совпало с потеплением российско-грузинских отношений, поэтому и отношение к инициативам парламента воспринимается экспертным сообщество в контексте этих событий.

С одной стороны, в Южной Осетии болезненно воспринимают оттепель в отношениях Тбилиси и Москвы, тем более, никаких рычагов повлиять на развитие этих процессов у Цхинвала нет. Признание геноцида – это, ко всему прочему, еще и попытка одернуть старшего брата, выставить некие моральные ограничения развитию этих отношений.

Другой вопрос – как к этому отнесется Россия, признает ли Москва геноцид осетин? Согласитесь, значение для осетин подобного акта со стороны государства – члена ООН трудно переоценить.

По мнению российского эксперта Центра по изучению постсоветского пространства Александра Караваева, пока на Южном и Северном Кавказе вынести тему геноцида на уровень межгосударственных отношений удавалось только Армении:

"Грузия, несколько раз попытавшись вывести эту тему в ранг внешнеполитической повестки, все-таки не добилась ощутимых результатов. Но, возможно, добилась бы. Если бы не сменилась ситуация в Грузии, то ближе к Олимпиаде 2014 года мы бы уже получили по полной программе от выступлений грузинского МИДа и грузинского президента по теме геноцида черкесов. Россия, в принципе, может использовать эту тему геноцида осетин как один из элементов в гуманитарной повестке грузино-российских отношений, в случае если мы столкнемся с новым витком обострений с Грузией".

Слушая мнение политолога Караваева, невольно приходишь к выводу, что в Цхинвале опоздали с этой инициативой по меньшей мере на год-полтора. Ничего не поделаешь – политика цинична, и чаяния малых народов должны укладываться в текущую повестку дня окружающих государств. С другой стороны, если посмотреть хронологию грузино-российских отношений, которые после непродолжительных потеплений постоянно скатываются к конфликту, завтра ситуация может стать более благоприятной для осетин.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG