Accessibility links

Скандал эпохи социальных сетей


Какое бы продолжение мог получить инцидент эпохи бурного развития интернет-изданий и социальных сетей, случись он, скажем, лет тридцать назад?
Какое бы продолжение мог получить инцидент эпохи бурного развития интернет-изданий и социальных сетей, случись он, скажем, лет тридцать назад?
"Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…" А еще люди азартно дружат против кого-то или просто дружат, потом нередко ссорятся, потом порой мирятся – и вновь по тому же кругу. Истории бессчетного числа коллективов во всем мире и политэлит всех государств – тому подтверждение.

Более недели назад в одном из репортажей на "Эхо Кавказа", рассказывая о пресс-конференции оппозиционных абхазских парламентариев, я упомянул про инцидент, случившийся незадолго до этого в Общественной палате Абхазии. А именно: члены ОП решили встретиться с лидерами оппозиции, чтобы без присутствия прессы обсудить с ними общественно-политическую ситуацию в стране после митингов оппозиции. Когда выяснилось, что редактор "Нужной газеты" Изида Чаниа уже присутствует на встрече, секретарь ОП Нателла Акаба напомнила о договоренности насчет неприглашения прессы, а ее заместитель Фируза Капба добавила, что если допускать журналистов сейчас, то другие СМИ, которые не знают о встрече, окажутся в невыгодном положении. В качестве компромисса было принято решение провести брифинг после встречи и оповестить за это время все ведущие СМИ…

Скандал эпохи социальных сетей
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:27 0:00
Скачать

Именно так описала ситуацию член ОП писатель и журналист Надежда Венедиктова в своей публикации "Интернет-буря в стакане воды". И резюмировала: "Шум, начавшийся в блогосфере после ухода Изиды Чаниа, лишь уводит в сторону от политического кризиса, обозначившего новый этап в современном развитии Абхазии – общество в целом недовольно тем, как управляют страной". Изида незамедлительно отреагировала в интернете: "И ты, Брут?" После чего кто-то из интернет-пользователей ей ответил: "Да, Цезарь".

А мне, кстати, пришло потом в голову и такое развитие этой шутливой пикировки. "Цезарь и Венедиктова" – так назвала Надежда Юрьевна свой вышедший пару лет назад в Абгосиздате сборник прозы. По названию открывающего его рассказа, который был опубликован ранее в московском журнале "Знамя" и в котором она весьма смело и увлекательно сопоставляла свои и знаменитого Гая Юлия ощущения от жизни. Так вот, теперь она, получается, могла бы написать в качестве продолжения рассказа эссе с таким же заголовком уже на совсем другую тему…

Ну, а если серьезно, то, пожалуй, первое, что хочется сказать при оценке этой коллизии: на ней лежит несомненный отпечаток современной эпохи бурного развития интернет-изданий и социальных сетей. Ну, какое бы продолжение мог получить подобный инцидент, случись он, скажем, лет тридцать назад? Человек, обиженный на то, что его куда-то не допустили, повозмущался бы в кругу друзей и знакомых, написал бы, возможно, жалобу в вышестоящую инстанцию… Лет 10-15 назад та же редактор "Нужной газеты" откликнулась бы на это в своем еженедельнике, потом, спустя время, в каком-то другом СМИ последовала бы ответная реакция… Сейчас же полемика сторон вспыхивает, благодаря интернету, мгновенно и вовлекает в себя все "продвинутое" сообщество. И лишь потом в дело вступает менее оперативная "тяжелая артиллерия" – традиционные СМИ.

Можно рассматривать случившееся в Общественной палате как "рабочий момент" и межличностный конфликт, частную историю о том, как поссорились Нателла Нуриевна и Изида Терентьевна, которые явно не тянут на то, чтобы претендовать на столь пристальное внимание общественности. Но можно и по-другому – как Изида Чаниа, увидеть здесь столкновение двух принципиальных подходов: "за" и "против" свободы слова. На прошлой неделе она опубликовала в "НГ" едкую заметку под заголовком "Мастера подковерной борьбы", где вспоминает о том, как секретарь ОП Нателла Акаба "по молодости и оппозиционности тоже ратовала за свободу слова, публикуясь в "Нужной газете" под громкой вывеской "Свобода слова необходима нам как воздух"… Теперь радетели свободы слова у власти, и понятно, что их оппозиционность с возрастом подиспарилась". Мало того, она сопроводила текст сатирическим рисунком, на котором изображена ее обидчица.

После этого была пауза в несколько дней, и конфликт вроде бы стал забываться. И вот Апсныпресс опубликовал заявление, подписанное "Совет Общественной палаты РА". Общественная палата, говорится в нем, приветствует здоровую критику и конструктивный анализ ситуации, но названная публикация, по мнению авторов заявления, "относится совсем к другому жанру". Во-первых, Общественная палата не властный орган, и все ее рекомендации и выводы не носят обязательный характер. Поэтому цитата из Зураба Ачба об оппозиционерах, севших во властные кресла, бьет мимо цели. Во-вторых, сами представители оппозиции не настаивали на присутствии журналистов, видимо, они тоже понимали, что острота политической ситуации вполне допускает конфиденциальность. В-третьих, на основании такого мелкого недоразумения делать далеко идущие выводы о смене взглядов Н. Акаба и сопровождать их примитивной карикатурой – это непрофессионально и походит, скорее, на клевету. Нателла Акаба прошла со своей страной весь нелегкий путь к независимости, и ее заслуги перед народом общеизвестны…

А незадолго до этого Изида сообщила в соцсети "Фейсбук": "Получила анонимное письмо из Общественной палаты". Чтобы опубликовать его в газете, она пыталась выяснить подписи авторов, но так и не выяснила, а поэтому решила не печатать. И снова завязалось бурное интернет-обсуждение.

Сегодня я довольно долго разговаривал на эту тему с одним членом Общественной палаты. В Совет палаты, сказал он, входят секретарь ОП, заместитель и председатели комиссий, в общей сложности это около трети состава ОП. Впрочем, мнение совета, заверил он меня, разделяют в целом и остальные. Другое дело, что, на его взгляд, не стоило вообще сочинять этот ответ газете. Кому нужна эта сказка про белого бычка, где каждая сторона всегда хочет сказать в полемике последнее слово? И неужели кто-то сомневается в заслугах перед народом Нателлы Акаба? Приглашать на заседания палаты, сказал он, мы обязаны все СМИ, независимо от того, нравится ли кому как кто пишет, и лучше всего делать о них заранее оповещения в "Апсныпрессе". (Как выяснилось, редакцию "НГ" в последние месяцы перестали приглашать на заседания). Но консультации – это все же другое. Никто в мире не проводит переговоры "в прямом эфире". Что же, мол, теперь мы, чтобы избавиться от назойливого внимания прессы, должны на каких-то тайных явочных квартирах собираться?

В какой-то момент разговора нам обоим пришла в голову аналогия с недавним скандалом в Москве и бурной полемикой там между Госдумой и редакцией газеты "Московский комсомолец". Хотя аналогия, конечно, весьма отдаленная.
В последнем номере "Нужной газеты" на тему взаимоотношений с Общественной палатой нет, слава Богу, ни слова.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG