Accessibility links

Конкурс на лучшее "теневое правительство"


Даже если идея создания "теневого кабинета министров" останется просто идеей, она уже заставила многих задуматься о так называемом кадровом резерве в стране
Даже если идея создания "теневого кабинета министров" останется просто идеей, она уже заставила многих задуматься о так называемом кадровом резерве в стране
Предложение одного из лидеров абхазской оппозиции Ахры Бжания создать так называемый "теневой кабинет министров" республики вызвало широкий резонанс. В Абхазии начался настоящий бум – многие решили попробовать себя в составлении альтернативного списка членов правительства.

Когда пару недель назад на пресс-конференции лидеров абхазской политической оппозиции председатель одного из парламентских комитетов и общественного движения "Ахьаца" Ахра Бжания поделился планами сформировать первое в истории Абхазии теневое правительство, он вряд ли мог предположить, какого джинна выпускает из бутылки. На самой пресс-конференции журналисты забросали его вопросами по поводу состава этого правительства, и тогда он сказал, что мог бы озвучить соответствующий список через каких-то 45 минут.

Настоящий же бум после публикации в СМИ материалов о пресс-конференции начался в интернет-сообществе. Вскоре на сайте "Абхазия авто" один из форумчан разместил текст якобы опубликованного "Апсныпрессом" 5 апреля списка теневого Кабмина, о котором говорил Ахра Юрьевич. Большинство сразу догадалось, что тут была такая запоздалая первоапрельская шутка: не дожидаясь публикации предлагаемого оппозицией списка, интернет-пользователь решил предложить свой. Но некоторые стали обсуждать этот список абсолютно всерьез. Одна из абхазских газет тоже не удержалась от того, чтобы опубликовать "подложный" список, хотя и предупредила читателей, что это просто чьи-то фантазии на заданную тему.

Конкурс на лучшее "теневое правительство"
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:36 0:00
Скачать

Не всем эта публикация пришлась по душе. После выхода газетного номера один из читателей, который фигурировал в списке, позвонил в редакцию и выразил, мягко говоря, неудовольствие. Хотя в интернете этот список уже увидело никак не меньше пользователей, чем читателей газеты: количество просмотров соответствующего сообщения на сайте было более 7 тысяч, что больше тиража издания, а комментариев к нему – почти 400. Но вообще, конечно, с этим человеком трудно не согласиться: почему о его несуществующих претензиях на министерский портфель благодаря неведомому шутнику, сайту и газете должны судачить окружающие? Тем более если это "свидетельство популярности" ему совершенно ни к чему...

Между тем пример оказался заразительным: другие пользователи начали выкладывать свои варианты теневых Кабинетов министров. Возникло нечто новой игры: составь свой вариант правительства. И, возможно, это побудило Ахру Бжания ускорить публикацию "подлинного" списка. Первым делом он отметил в Facebook, что его список "стопроцентно" не совпадает с тем, который сочинил шутник со ссылкой на "Апсныпресс". А затем пояснил: "Это "виртуальное правительство" я набросал еще месяц назад или еще до первого митинга, не посоветовавшись ни с кем из списка. Просто хотелось представить сбалансированную и рабочую команду. Надеюсь, все поймут, что это почти шутка. Это видно даже по тому, как написаны названия министерств и что они там не все. И еще: по моим расчетам таких равноценных списков может быть как минимум четыре-пять".

Вчера я долго говорил с Ахрой Бжания по телефону, и к концу этого разговора он убедил меня, что не стоит публиковать этот список в СМИ. Кстати, знаю, что некоторые интернет-пользователи обижаются, когда их тексты, появившиеся в социальных сетях, ЖЖ и т.п., распространяют СМИ (это же, мол, личные контакты). Так было, когда один их них поделился в Facebook негативными впечатлениями о своей встрече с президентом Абхазии, а затем на публикацию об этом в СМИ отреагировала президентская пресс-служба. Меня это несколько удивило, ведь любой пользователь должен отдавать себе отчет, что распространяет в интернете информацию "по секрету всему свету". Но тут, понятно, был другой случай, ибо оба мы исходили из принципа "не навреди".

Кто очень хочет, может посмотреть список Ахры Бжания на его страничке в Facebook, публикация же в СМИ – это был бы, так сказать, другой уровень гласности, другое восприятие в обществе. Плюс мне известен по крайней мере уже один из фигурирующих в этом списке людей, который тоже возмутился тем, что его туда включили: у него, мол, другая специализация. У каждого, наверное, есть свои основания к тому, чтобы проявлять в таком случае недовольство (будем исходить из того, что оно все же искреннее). Присутствуют еще и такие моменты. Наше общество к подобному непривычно. Больше того, не все в нашем обществе, где только четверть века назад стали получать практическое представление о жизни при многопартийной системе, знакомы с тем, что такое "теневое правительство". Один из знакомых даже признался мне, что у него в данном случае были ассоциации с теневой экономикой, "теневиками" и прочими нехорошими делами.

И многие только теперь, когда Ахра Бжания публично заговорил на эту тему, начали выяснять для себя, что теневой кабинет – это "правительство в ожидании", созданное, чтобы при определенных условиях ему были переданы полномочия реального правительства. Такие кабинеты могут иметь официальный статус, а их члены получать надбавку к депутатской заработной плате. Особенно часто этот термин применяется к государствам Вестминстерской системы, прежде всего к британскому теневому кабинету официальной оппозиции.

Что ж, будем привыкать ко всем атрибутам демократии. Настоящее теневое правительство у нас заработает, конечно, если все кандидаты будут согласны и утверждены, скажем, на очередном съезде оппозиционной партии "ФНЕА", что вовсе не означает, понятно, будто все они должны входить в эту партию. Ну, а о пользе деятельности теневого кабинета для всего общества и государства хорошо сказал интернет-пользователь Ахра Аристава: "Судя по фамилиям теневого правительства, это на шутку мало похоже. Идея теневого правительства оппозиции хорошо себя зарекомендовала в Европе. Суть этого в критике каждого действующего министра – где конкретный министр не дорабатывает, упускает, и самое главное, что теневой министр предлагает для лучших результатов в работе. Хотелось бы услышать детализированную критику и такие же предложения".

Но даже если эта идея останется просто идеей, она уже заставила многих задуматься о так называемом кадровом резерве в стране.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG