Accessibility links

Около трети рабочих на стройках Абхазии – гастарбайтеры


Без строителей из Средней Азии в Абхазии смогут обойтись только тогда, когда на стройорганизации обрушится целый вал заявлений о приеме на работу от местных жителей
Без строителей из Средней Азии в Абхазии смогут обойтись только тогда, когда на стройорганизации обрушится целый вал заявлений о приеме на работу от местных жителей
Слово "гастарбайтер" ворвалось в общественную жизнь Абхазии в прикольной форме "гастробайтер" лет шесть назад, когда одна начинающая малограмотная журналистка напечатала в популярной газете статью, отталкиваясь от слухов, впоследствии не подтвердившихся, о возможном строительстве в западной части республики городка для строителей олимпийского Сочи.

В своем тексте она это слово – "гастробайтер" (наверное, по аналогии с "гастроэнтерологом") – повторила больше десятка раз, что напрочь исключало версию об опечатке. Понедоумевав о том, "куда смотрел редактор", и отсмеявшись, общество наше уже через пару лет столкнулось не с виртуальными, а реальными гастарбайтерами. Олицетворением их стал узбек, реже – таджик, в ярко-оранжевой робе, старательно машущий метлой на сухумских тротуарах. Много иностранных рабочих появилось и на объектах, где ведутся строительные и ремонтно-восстановительные работы, широко развернувшиеся после признания Абхазии Россией и принятия Комплексного плана развития нашей республики.

Около трети рабочих на стройках Абхазии – гастарбайтеры
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:05 0:00
Скачать

Не все в нашем обществе, как ранее и в России, а еще раньше в Западной Европе, восприняли поток прибывающих в страну гастарбайтеров с энтузиазмом. И если с присутствием уличных уборщиков недовольные еще мирились (любопытно, что в крупных городах России как сто лет назад все дворники были татары, так теперь – таджики), то по поводу строек, где заработки, конечно, выше, нередко можно услышать ворчание: неужели среди местных жителей, часто жалующихся на безработицу, невозможно найти строительные кадры, в частности, разнорабочих? И ничего удивительного не было в вопросе сотрудницы телеканала "Абаза-ТВ" Аиды Базба, который она задала в ходе недавней пресс-конференции президента Абхазии Александра Анкваба: "Нет ли у правительства планов по привлечению на строительство объектов местного населения вместо гастарбайтеров?"

Президент отреагировал весьма живо и даже резко: "Сходите в любую строительную организацию и поинтересуйтесь, кто там работает. Не пользуйтесь слухами. В наших строительных организациях, на стройках работает большое число наших граждан, но потребности мы не можем удовлетворить только собственными ресурсами. ГК "Апсныргылара" не устанавливала запрет на прием на работу местных граждан… Мы обращаемся к нашим гражданам, желающим работать на строительстве объектов. Мы всегда готовы их принимать, никаких проблем нет, и заработки высокие. Но работать придется много и трудно. Привлечение гастарбайтеров – тенденция, которая есть во всем мире. И никакой трагедии в этом нет. Да, хотелось бы, чтобы деньги, которые они зарабатывают, оставались в Абхазии. Но сделать это инструктивно невозможно".

Александр Анкваб сказал, что не готов сейчас привести конкретные цифры, но посоветовал журналистам побывать в стройорганизациях и получить информацию, что называется, из первых рук. Я решил воспользоваться его рекомендацией.

Государственная компания "Апсныргылара" ("Абхазстрой") – действительно, крупнейшая строительная организация республики. Ее управление располагается в том же помещении на первом этаже здания рядом с аэрокассами в Сухуме, где когда-то, в советские времена, был стройтрест №6. В ГК около десятка организаций, ведущих работу на всей территории Абхазии. По информации, предоставленной генеральным директором ГК "Апсныргылара" Русланом Тванба, который возглавляет компанию три года, численность работников всех организаций ГК – 1962 человека. Из них граждане Республики Абхазия – 1411 человек; приезжих из других государств (Россия, Украина, Молдавия, страны Средней Азии) – 551. Среднемесячная заработная плата за 2012 год составила 27 500 рублей.

Я решил прикинуть: если учесть, что управленческий аппарат в госкомпании наверняка местный, то среди тех, кто трудится непосредственно на стройках, гастарбайтеры составляют, по-видимому, около трети списочного состава. Много это или мало? Наверное, как кому покажется. Если исходить из бытующих у некоторых представлений, что все наши стройки почти сплошь заполонили "Равшаны и Джамшуты", ситуация достаточно терпимая. Но если стать на точку зрения убежденных в том, что денежная масса из республики не должна вымываться и что гастарбайтеры отнимают у местных жителей рабочие места, ситуация эта никуда не годится.

В основном, заявляют в госкомпании, привлекаются специалисты, которых, к сожалению, у нас нет. Вот, например, идут реставрационные мероприятия в Абхазском госдрамтеатре им. С. Чанба. Здесь работает бригада из Санкт-Петербурга. Только они, как специалисты по акустике и освещению, могут выполнить работу с соблюдением всех правил. В Русском театре драмы устройством гранитных полов и балясин для лестничных ограждений занимается бригада из Украины, так как мастеров такого уровня у нас тоже нет. Многие объекты сдаются "под ключ", и помещения, естественно, должны быть полностью благоустроены, оборудованы сантехникой, вытяжной вентиляцией и кондиционированием, а все коммуникации выведены и подсоединены к центральной системе. Эти работы проводятся совместно с российскими фирмами, ООО СП "Инженерные системы" и другими. Приезжие из Средней Азии в основном выполняют черновую работу, на которую местные жители идут неохотно.

Справедливости ради хочу сказать, что нередко возмущения тех, кто жалуется на засилье гастарбайтеров, кажутся мне не слишком убедительными. Помню, как мой знакомый, из категории "неприкаянных", в пору, когда на наших улицах только стали появляться узбеки в оранжевых комбинезонах, любил сетовать: "А что, я бы тоже пошел за десять тысяч метлой помахать. Но ведь не возьмут же, потому что приезжие им отстегивают, а местный, знают, не будет". "А ты сходи и попробуй", – посоветовал я ему. "И пойду". Так он "идет" наниматься подметальщиком уже четыре года.

Но слышал и пару историй, достаточно убедительных, о том, как местные жители (назывались имена, фамилии, места жительства) с профессиональной подготовкой предлагали свои услуги нашим стройорганизациям, но слышали в ответ, что мест нет. Вот и один из репатриантов из Сирии, рассказывалось в недавней передаче канала "Абаза-ТВ", тоже не был принят на работу в стройорганизации.

В российских СМИ нередко прямо пишется о том, что тамошние работодатели принимают на работу исключительно гастарбайтеров потому, что им можно платить много меньше (нелегальным – еще меньше), а на гособъектах – получать от них откаты. Ну, мини-откаты, конечно. Я не думаю, что в Абхазии принципиально иная ситуация, что у нас такого "нет и быть не может". Но наши СМИ о таких конкретных историях не рассказывали, все остается на уровне разговоров в личном общении и соцсетях. В самом деле, тут требуются доказательства. А отказ тому или иному местному работнику в трудоустройстве – это еще вовсе не доказательство; может, действительно вакансий не было. Разоблачительных же заявлений со стороны гастарбайтеров не было и, думается, не будет.

Словом, без строителей из Средней Азии мы сможем обойтись, уверен, только тогда, когда на стройорганизации обрушится целый вал заявлений о приеме на работу от местных жителей, когда от желающих не будет отбоя. Чего, безусловно, не будет без определенных ментальных подвижек. Ну, а когда это произойдет, естественно, исчезнут и все соответствующие подозрения.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG