Accessibility links

Партстроительство наоборот


Бум партийного строительства, которым в Южной Осетии гордятся, как верной приметой демократизации общества, теперь все чаще находит и другие объяснения
Бум партийного строительства, которым в Южной Осетии гордятся, как верной приметой демократизации общества, теперь все чаще находит и другие объяснения
В Южной Осетии чиновники создают собственные политические партии. Почему вдруг участники команды президента Тибилова решили обзавестись собственным инструментарием политической борьбы?

Бум партийного строительства, которым в Южной Осетии гордятся, как верной приметой демократизации общества, взрывом плюрализма после эпохи политического застоя, теперь все чаще находит и другие объяснения.

Во главе вновь создаваемых партий все чаще встают чиновники, а руководство республики все больше напоминает собрание партийных лидеров. Такое впечатление, что в республике появился новый тренд: каждый уважающий себя чиновник обязан иметь свою партию.

Если рассматривать партию как инструмент политической борьбы за власть, то ситуация в Южной Осетии выглядит, по меньшей мере, странно. Как правило, команда единомышленников под партийными знаменами приходит к власти. В Южной Осетии все наоборот: к власти пришла команда, которую Леонид Тибилов собрал из вчерашних конкурентов, и уже после этого каждый из ее участников обзавелся своей партией, т.е. по идее вступил в конкурентные отношения со своими компаньонами в команде управленцев.

Партстроительство наоборот
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:58 0:00
Скачать

Вопрос – что дальше? Трения в команде Тибилова между различными группами влияния общеизвестны. Быть может, стоит ожидать перехода от скрытой конкуренции между ними к открытой политической борьбе – например, ближе к парламентским выборам весной 2014 года?

Российский журналист Евгений Крутиков считает эти опасения напрасными. На предстоящих выборах сойдутся местные тяжеловесы – две, максимум, три политические силы. Что касается новоиспеченных квазипартий, созданных как некий залог благополучия чиновников, то их амбиции ограничиваются маленькими радостями своего лидера, и они в принципе не способны ставить перед собой амбициозные задачи.

"Такой разброд политических действий внутри республики вряд ли сможет подорвать единство вокруг президента Тибилова, – говорит Евгений Крутиков, – потому что, во-первых, такого единства нет, а во-вторых, нет и политической борьбы как таковой. Все происходящее – это некие вариации внутри одного расклада, поэтому не стоит думать, что это намек на будущую политическую борьбу. Здесь стоит обратить внимание на то, что люди распыляют средства, в т.ч. и финансовые, на свои личные интересы. К сожалению, нужно констатировать, что политическая борьба в Южной Осетии превращается в подобие возни в песочнице, потому что, когда партия может претендовать только на борьбу за долголетие и процветание своего лидера, условно говоря, далеко эта политическая ситуация зайти не может".

Эксперт Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев считает, что у этой политической активности чиновников может быть и другая причина. Возможно, в окружении Леонида Тибилова пришли к общему мнению, что надо менять бренд правящей партии в принципе. Чтобы избавиться от наследия созданной еще при предыдущем президенте партии власти "Единство", необходимо придумать новый бренд. Но здесь возникает вопрос: а какой должна быть эта новая партия власти? В окружении Тибилова, судя по всему, нет единого мнения по этому поводу. По мнению Александра Караваева, нет ничего удивительного в том, что едва ли не каждый в команде Тибилова считает себя способным создать такую партию:

"Эти партии действительно поддерживают президента, но в таком смысле, что каждая из них борется за внимание лидера, и в какой-то момент они придут к Тибилову и скажут: "У нас есть вот такая программа, есть группа поддержки, сделайте ставку на нас". А потом, глядишь, ближе к осени начнется кастинг на материал, из чего будет создаваться ядро новой партии власти. Думаю, все эти наработки и войдут в такой открытый шорт-лист, из которого будут делать набор новой партии власти".

"Эхо Кавказа": Не получится так, что, увлеченные конкурентной борьбой, они "разнесут" правительство?

Александр Караваев: Возможно, ведь конкуренция – смесь достаточно реактивная. Это вопрос уже к Тибилову, насколько он в состоянии будет обеспечить жесткий каркас, внутри которого будут происходить все эти игры.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG