Accessibility links

Ориентир на местную промышленность


По мнению Вадима Цховребова, попытка возродить старые предприятия при сохранении государственной формы собственности – это "вбухивание" денег в никуда.
По мнению Вадима Цховребова, попытка возродить старые предприятия при сохранении государственной формы собственности – это "вбухивание" денег в никуда.
Правительство Южной Осетии, судя по публикациям в официальной прессе и распределению инвестиций, ориентируется на создание новых и реставрацию старых государственных предприятий как флагманов местной промышленности.

Вадим Цховребов считает эту стратегию оправданной только в отношении естественных монополий – предприятий, поставляющих населению республики электроэнергию, природный газ и т.п. Но что касается планов по реставрации предприятий, доставшихся в наследство от советских времен, таких как "Вибромашина", "Эмальпровод", "Мехзавод", то Вадим Цховребов называет подобный подход провальным.

Возродить их в прежнем качестве не получится – больше нет Советского Союза с его плановой экономкой, гарантировавшей неэффективным производствам непотопляемость. Поэтому их нужно передать частным собственникам, для которых принципы эффективности и прибыльности являются приоритетными. И только потом, после приватизации правительство может разработать меры государственной поддержки частного бизнеса. Пока же, считает Вадим Цховребов, инвестиции в эти предприятия связаны не столько с намерением поднять промышленность, сколько освоить средства:

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:52 0:00
Скачать

"Попытка возродить эти предприятия при сохранении государственной формы собственности – это "вбухивание" денег в никуда. Судите сами: завод "Эмальпровод" за последние два-три года получил 30 миллионов рублей, покажите мне реальное производство там хотя бы на пять миллионов. Вот надо нам такой размах показать, чтобы удивить весь мир! На самом деле все это для того, чтобы побольше урвать. Недавно "Эмальпровод" представил бизнес-проект стоимостью 48 миллионов рублей на создание шести рабочих мест с зарплатой по 10-12 тысяч рублей в месяц.

На сессии парламента я им задал вопрос: "Если 48 миллионов рублей положить в банк под 12 процентов годовых, то можно получать по 480 тысяч ежемесячно. На эти деньги можно содержать 20 человек и платить им каждый месяц по 20 тысяч. В таком случае, зачем нам ваше производство?!"

Проблема в решении подобных задач еще и в том, считает Вадим Цховребов, что чиновники не видят в бизнесмене объект государственной заботы, предприниматель для них – это, скорее, классово чуждый элемент, чем оплот государства, – налогоплательщик, работодатель:

"Менталитет нашего чиновника еще не дошел до такого понимания. Для него предприниматель – это человек, который лежит на диване, чешет пузо и зарабатывает бешеные деньги. Вот видение 90% чиновников: "Как это так? Какой-то бизнесменишко зарабатывает тут бешеные деньги, а я даже не могу им управлять? Это же я чиновник, а не он!" Вот отсюда начинаются все беды".

Сейчас, когда республика бурно обсуждает планы на будущее, отношение власти к бизнесу вроде бы меняется в лучшую сторону. Но этого недостаточно, считает руководитель общественного движения "Твой выбор, Осетия" Алан Джусоев: потенциального инвестора, в принципе, не устраивает режим ручного управления страной, где ситуация меняется в зависимости от настроения чиновников. Инвестору нужны гарантии на законодательном уровне, он должен четко понимать, чего ждет от него государство.

"Во-первых, у нас нет закона о приватизации, и продать убыточные госпредприятия частникам мы не можем, – говорит Алан Джусоев. – Во-вторых, у нас предусмотрена такая форма сотрудничества с бизнесом, как государственно-частное партнерство, но и ее невозможно осуществить, потому что нет собственников предприятий. В свою очередь, чтобы создать собственника, нужно сначала определить права собственности. Третье и самое главное: наше Министерство экономики и комитет по промышленности, в принципе, не разработали стратегию развития промышленности. Мы просто должны определиться с вопросом "что нам нужно?", исходя из наших условий – географических, экономических, инфраструктурных, – и только потом вкладывать деньги. Невозможно инвестировать деньги, не зная, куда ты их вкладываешь, и получить оттуда результат".

Я попросил Вадима Цховребова навскидку определить несколько перспективных, на его взгляд, направлений местной промышленности:

"Интересная тема – обработка природного камня. По-прежнему актуальны мясокомбинаты, производства по выпуску молочной продукции. Можно дикорастущие ягоды глубокой заморозки выпускать, организовать выпуск натуральных соков. Конечно, это будут небольшие предприятия, но способные хотя бы обеспечить потребности республики".

Т.е., по мнению Цховребова, перспектива за небольшими или даже мини-производствами, не требующими больших капиталовложений или какой-то особой квалификации работников. Залог успеха – быстрая окупаемость инвестиций, мобильность на рынке, ориентация на потребности небогатого покупателя, допустим, в продуктах питания или стройматериалах.

Согласитесь, как-то все это не вяжется с мелькающими в прессе планами правительства строить заводы по выпуску солнечных батарей или каскады гидроэлектростанций на местных речушках.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG