Accessibility links

Дело о покушении вышло на финишную прямую


Следствие по делу о покушении на Анкваба затянулось на год с лишним, и тема эта – самого громкого уголовного дела не только последнего десятилетия, но и всей послевоенной истории Абхазии – ушла на периферию общественного внимания...
Следствие по делу о покушении на Анкваба затянулось на год с лишним, и тема эта – самого громкого уголовного дела не только последнего десятилетия, но и всей послевоенной истории Абхазии – ушла на периферию общественного внимания...
Едва ли не всю прошлогоднюю весну внимание абхазского общества было поглощено арестами подозреваемых в организации и осуществлении покушения на жизнь главы государства Александра Анкваба и сопутствовавшими этому трагическими событиями, в частности, самоубийствами, по официальной версии, двух подозреваемых. Но затем следствие затянулось на год с лишним, и тема эта – самого громкого уголовного дела не только последнего десятилетия, но и всей послевоенной истории Абхазии – ушла на периферию общественного внимания...

И вот когда на днях в СМИ появилась большая публикация пресс-службы Генпрокуратуры РА, в которой следственное управление Генпрокуратуры в окончательной редакции предъявило обвинения всем фигурантам уголовного дела, она, похоже, не вызвала большого интереса в обществе, исключая непосредственно заинтересованных лиц.

Да, сегодня всеобщее внимание приковано к приезду в Сухум представительной российской делегации во главе с Хлопониным, к разговорам о коррупционном скандале в парламенте... Кстати, последний, судя по всему, еще только набирает обороты. Позавчера на встрече избирателей шестого округа со своим депутатом в парламенте Артуром Миквабия Надир Битиев, снявший недавно свою кандидатуру на досрочных парламентских выборах в другом округе, выступил с любопытным предложением: пусть вот так же и другие парламентарии (в том числе и "подозреваемые") встретятся с избирателями в округах и выскажутся. "Интересное начинание, между прочим", – как писал когда-то Фазиль Искандер. Хотя и вряд ли осуществимое...

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:36 0:00
Скачать

Что касается обвинительных заключений, то в публикации о них присутствует много фактов и юридических формулировок, которые ранее не звучали. Так, сообщается о посягательствах на жизнь А.З. Анкваба, имевших место в ноябре 2011 года, то есть спустя пару месяцев после его избрания президентом, в селе Приморское Гудаутского района, в январе 2012 года в селе Куланырхуа Гудаутского района, о которых стало известно лишь в ходе допросов подозреваемых.

А вот о последнем покушении на президента, 22 февраля 2012 года, примерно в восемь двадцать утра, сообщало тогда множество СМИ разных стран. Оно произошло в том же месте, в селе Куланырхуа, о котором тогда, впрочем, говорилось по-другому: на трассе у поселка Дружба. Тогда несколько лиц, сообщается в публикации, действовавших по указанию Алмасбея Кчача и создателя банды Павла Ардзинба, обещавшего денежное вознаграждение в сумме более 7 миллионов рублей, путем применения самодельного взрывного устройства, заложенного у обочины дороги, крупнокалиберного огнестрельного оружия, а также реактивных противотанковых гранат "РПГ-26" совершили массированный обстрел кортежа президента, в результате чего машина сопровождения сгорела полностью, от полученных ранений скончались сотрудники Государственной службы охраны Тенгиз Пандария и Ремзик Цугба, а Нодар Силагава получил телесные повреждения.

Начинается публикация пресс-службы с обвинений предпринимателю из села Дурипш Анзору Бутба, одному из двух фигурантов, которые свою вину не признали. Он обвиняется в совместном с Алмасбеем Кчачем руководстве бандой, созданной Павлом Ардзинба для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

Обвинения в участии в покушениях предъявлены Рамзи Хашигу, Астамуру Хутаба и Алхасу Хутаба, несколько иные – Эдгару Читанава, которые обвиняются также, в частности, в покушении на умышленное убийство Беслана Ардзинба 1 июня 2009 года путем подрыва управляемого фугаса в здании администрации г. Пицунда, в результате которого получили телесные повреждения Шота Папава и Татьяна Панченко – сотрудники администрации; в совершении террористического акта – подрыва железнодорожного полотна в городе Сухум, имевшего место 9 августа 2009 года, совершенного по поручению одного из руководителей международной террористической организации "Имарат Кавказ" в целях нарушения общественной безопасности, запугивания населения (в СМИ тогда высказывалось много противоречивых догадок о том, кто стоит за этим преступлением); в приготовлении к посягательству на жизнь кандидата в президенты Республики Абхазия А.З. Анкваба, запланированного на 17 августа 2011 года во время его встречи с избирателями села Алахадзыхь Гагрского района.

В части из перечисленных преступлений обвиняется брат Эдгара Эдлар, в части – Рустан Гицба.

Свою вину в предъявленных обвинениях, по сообщению пресс-службы, признают: полностью – Читанава Эдлар, Читанава Эдгар, Хашиг Рамзи, Сакания Муртаз; частично – Хутаба Астамур, Хутаба Алхас и Рустан Гицба; не признают – Анзор Бутба и Тамаз Барциц.

При этом не так давно в СМИ была публикация о собрании в селе Дурипш и о том, что родственники находящегося в заключении Анзора Бутба заявили о готовности подняться (с его согласия) к святилищу Дыдрыпш-ныха у села Ачандара и принести клятву о его невиновности. Само по себе принесение подобных клятв, участившееся в последнее время в связи с различными общественно-политическими скандалами, – тема для отдельного разговора. Но в данном случае многие в обществе, независимо даже от отношения к этой практике, выражали недоумение в связи с прецедентом принесения клятвы не от себя, а от другого, пусть даже и близкого родственника.

Кроме того, в отдельное производство выделено уголовное дело в отношении Ардзинба П.Х. и Барциц Р.Л., объявленных в международный розыск.

Понятно, что когда начнется суд, дело это вновь окажется в фокусе общественного внимания. Но это опять же, по-видимому, будет нескоро. Сейчас материалы уголовного дела представляются на ознакомление потерпевшим, а также обвиняемым и их защитникам. По окончании ознакомления они вместе с обвинительным заключением будут направлены генеральному прокурору для утверждения и принятия решения о направлении в Верховный суд Республики Абхазия для рассмотрения по существу. Что ж, будем ждать. В одном я, в силу политизации нашего общества, практически не сомневаюсь: заранее можно назвать тех лиц и те СМИ, которые будут в своих комментариях клеймить подозреваемых, и тех, которые будут кричать: "Не верю!" Не особенно, боюсь, вникая в обоих случаях в детальный ход судебного процесса и пытаясь оценить его объективно.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG