Accessibility links

"Информационные танки" против Священной митрополии Абхазии


Вчерашний репортаж журналиста российского телеканала "Россия" о Новоафонском монастыре и церковном конфликте в Абхазии шокировал многих телезрителей в республике
Вчерашний репортаж журналиста российского телеканала "Россия" о Новоафонском монастыре и церковном конфликте в Абхазии шокировал многих телезрителей в республике
Сегодня в городе каждый второй встреченный знакомый сразу после приветствия задавал вопрос: "Ты смотрел вчера вечером?.." "Вести" на телеканале "Россия"?" – заканчивал обычно я за собеседника. И не ошибался. Вчерашний репортаж Николая Долгачева шокировал многих телезрителей в Абхазии. "Я представляю себе, – рассуждал один мой собеседник на улице, – какая картинка могла увидеться человеку в российской глубинке. На крупнейший на Западном Кавказе христианский монастырь напали какие-то дикие горцы-абреки и захватили его..."

"Вызывает глубочайшее сожаление, что в монастыре, который был благоустроен и населен русскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке Российского государства и русских жертвователей, сегодня не могут молиться здесь верующие Русской православной церкви", – говорит в репортаже священнослужитель РПЦ отец Трифон. "Ничего себе, обнаглели эти абхазы", – подумает, наверное, не посвященный в суть дела российский телезритель. Потом, правда, выясняется что это "Кубанская митрополия выпустила официальное заявление: в Новоафонском монастыре обосновались раскольники, и молиться здесь не стоит… Возле Новоафонского монастыря, несмотря на рекомендации Кубанской митрополии, очень много людей. Практически очереди. А внутри молящиеся ставят свечи". (Цитата с сайта "Вестей"). Но осадок-то, как говорится в старом анекдоте, остался.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:48 0:00
Скачать

"Отец Дорофей, в миру Дмитрий Дбар, и его сподвижники, – вещает далее автор репортажа, – решили создать собственную православную Церковь, абхазскую. Из Русской православной – вышли со скандалом и отправились к Патриарху Константинопольскому с просьбой под его эгидой создать в Абхазии новую епархию". Что это – злонамеренная ложь или чудовищный непрофессионализм? На самом деле любой посвященный в историю вопроса прекрасно знает, как было дело. Через пару лет после того, как в 2008 году РПЦ не последовала за светскими властями Российской Федерации, признавшими независимость Абхазии, а осталась приверженной мнения, что это каноническая территория Грузинской православной церкви, Сухумо-Пицундская епархия во главе с о. Виссарионом, то есть оппоненты о. Дорофея во внутриабхазском церковном конфликте, заявили о намерении восстановить существовавшую много веков абхазскую автокефалию. Однако РПЦ, многим реально помогавшая абхазскому православию, не хотела в то же время вступать в конфликт с ГПЦ, которая нужна ей как союзница в борьбе с украинскими и другими церковными сепаратистами. И тогда новоафонские монахи во главе о. Дорофеем, конфликтующие с о. Виссарионом уже около десятка лет, решили доказать православной Абхазии, что они способны добиться гораздо большего прогресса на пути к автокефалии и решили пойти "пойти другим путем", обратиться к Вселенскому патриарху. Только и всего.

В Сухумо-Пицундской епархии полтора десятка священнослужителей, в Священной Митрополии Абхазии их вообще несколько (но зато у последней есть ощутимая поддержка в среде абхазской интеллигенции). Но хорошо известны примеры из жизни, когда всего пара непримиримых и непреклонных оппонентов может взбаламутить все вокруг. Я смотрел описываемый сюжет в "Вестях" (а это ведь, братцы мои, не какой-то малоизвестный сайт, а государственное российское телевидение!) и вспоминал один из выпусков детского киножурнала "Ералаш". Там двое задравшихся детишек во дворе начали вызывать каждый себе подмогу – и постепенно дело дошло до танков с боевыми самолетами…

Еще один священнослужитель РПЦ, о. Андрей, рассуждает в репортаже:

"Сложно сказать, кому принадлежат фрески и храм в целом. Скорее всего, принадлежат именно вот этой самообразовавшейся, отколовшейся от Православной Церкви (?) так называемой абхазской митрополии. Так как есть такие данные, что Республика Абхазия, правительство Абхазии передали все здания именно этой организации". Что это – невежество или злонамеренная ложь?

Похоже, сейчас в России разворачивается целая пропагандистская кампания в пользу одной из сторон внутриабхазского церковного конфликта. Автор публикации под хлестким заголовком "Серые волки в рясе" дописался даже до того, что за этим конфликтом стоят турецкие агенты влияния в Абхазии.

Я обратился сегодня к директору Центра стратегических исследований при президенте РА Олегу Несторовичу Дамения с просьбой поделиться своими мыслями в связи с этой кампанией. Вот что он сказал:

"Есть определенные политические силы, которые заинтересованы в насаждении антироссийского настроения в Абхазии и антиабхазского настроения в российском обществе. Они были до войны, во время и после войны. Они, я имею в виду эти силы, есть и сегодня. Как раз они получают благоприятные условия и возможности проявить себя, развить бурную деятельность вокруг церковного конфликта в Абхазии. Мы должны очень ответственно, очень сдержанно реагировать на все измышления, которые выбрасываются в информационное пространство. Я уверен, что никому не удастся дезориентировать наше общество".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG